Принятие христианства на Руси: кратко о значении крещения

28 июля — день памяти Святого князя Владимира, киевского крестителя Руси

Князь Владимир Красное Солнце, как в народе называли этого правителя, родился в 948 году. При жизни своего отца Святослава Владимир правил Новгородом. В этом городе начались славные дела молодого правителя, которого любил народ.

В начале жизни Владимир был язычником: имел пять жен, приносил человеческие жертвы языческим богам. Статуи Перуна, который по воле Владимира стал главным божеством древней Руси, были установлены в других древнерусских городах. Но Господь увещевал Владимира и пригласил в Киев проповедников из разных стран, решив избрать другую веру.

Прибыли послы мусульман, христиан, евреев и православных греков. Князь расспрашивал всех о вере, внимательно выслушивал ответы. Прежде всего он проникся словами греческого проповедника, который в конце беседы рассказал князю о Страшном суде.

Владимир решил креститься, но не захотел передавать Русь грекам и пошел на них войной. Взяв Херсонес, он отправился в Константинополь просить руки княгини Анны, сестры императоров Василия и Константина, но по дороге ослеп.

Невесте посоветовали креститься как можно скорее. Крещение святого Владимира произошло в 988 году. Выйдя из фонтана, князь прозрел. Вернувшись в Киев, Владимир постепенно крестил всю Русь.

Правление князя Владимира ознаменовалось началом книжного просвещения на Руси, которое явилось следствием крещения Руси. Детей стали брать из семей и отправлять на учебу.

Крещение князя Владимира Святославича

Многие историки считают, что великий князь Владимир предпочел православие нескольким другим религиям. Он созывал представителей разных конфессий в Киев, мать городов русских. Болгары-мусульмане, немецкие католики, евреи и православные греки. Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия. Но, чтобы убедиться, что он не ошибся, он отправил десять мудрых и уважаемых людей в Киевскую Русь в столицу Византии Константинополь, чтобы они могли понять, действительно ли православная вера самая достойная.

Мудрецов поразила София Константинопольская: великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. Они вернулись во Владимир со словами: «Мы не знали, на земле ли мы или на небе».

Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть под власть греков, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. И попросил у византийских императоров Василия и Константина руки принцессы Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение под именем Василий. Согласно легенде, выйдя из купели, он, который до этого был ненадолго ослеплен, снова прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».

Кондак равноапостольному великому князю Владимиру

Как и положено великому апостолу Павлу, седому, всем славному Владимиру, вся младенческая мудрость, даже в отношении идола усердия, пусть ты, как совершенный муж, украсил Божественное Крещение пурпурным облачением, а теперь и Спасителю Христос в радость грядущем, молитесь, чтобы власть русского правителя и правителя и.

Единство человечества

Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества. Апостол Павел написал в Послании к Галатам: «Нет больше ни еврея, ни язычника; нет раба, нет свободного », но в Первом Послании к Коринфянам:« .. все мы были крещены одним Духом и одним телом… Тело состоит не из одного члена, а из многих”.

Вместе с осознанием равенства она достигла России и осознания общей истории всего человечества. Особенно в первой половине XI века митрополит Киевский Иларион проявил себя в формировании национального самосознания по происхождению, митрополит Иларион в своем знаменитом «Слове о законе и благодати», где он нарисовал общую роль Руси в Христианский мир. Однако уже в X веке была написана «Речь философа», представляющая собой изложение мировой истории, в которую должна была слиться и русская история. Учение христианства прежде всего дало осознание общей истории человечества и участия всех народов в этой истории.

Как христианство было принято в России? Мы знаем, что христианство было навязано силой во многих европейских странах. Крещение в России не обошлось без насилия, но в целом христианство в России распространялось довольно мирно, особенно если вспомнить другие примеры. Хлодвиг насильно крестил свои команды. Карл Великий насильно крестил саксов. Стефан I, король Венгрии, насильно крестил свой народ. Он также насильно заставил тех, кто успел принять это по византийскому обычаю, отказаться от восточного христианства. Но достоверной информации о массовых расправах Владимира I Святославича у нас нет. Свержение идолов Перуна на юге и севере не сопровождалось репрессиями. Идолов спускали вдоль реки, как потом спускали гниющие святыни — например, старые иконы. Люди оплакивали своего побежденного бога, но не восстали. Восстание волхвов в 1071 году, описанное во вступительной летописи, было вызвано в Белозерском районе голодом, а не желанием вернуться к язычеству. Более того, Владимир по-своему понимал христианство и даже отказался казнить разбойников, заявив: «… я боюсь греха”.

Христианство было покорено Византией под стенами Херсонеса, но не превратилось в агрессивные действия против своего народа.

Одним из самых счастливых моментов принятия христианства в России было то, что распространение христианства происходило без особых требований и учений, направленных против язычества. И если Лесков в повести «На краю света» вкладывает в уста митрополита Платона мысль о том, что «Владимир торопился, а греки обманывали — крестили невежественных», то позиции по отношению к языческим обрядам и верованиям, но наоборот, постепенно вводить христианские идеи в язычество и видеть в христианстве мирное преобразование жизни людей.

Означает ли это двойное убеждение? Нет, и не двоякая вера! Никакой двойной веры быть не может: либо вера одна, либо ее нет. Последнего в первые века христианства на Руси быть не могло никак, потому что еще никто не умел лишать людей способности видеть необычное в обыденном, верить в загробную жизнь и в существование божественного начала. Чтобы понять, что произошло, вернемся к специфике древнерусского язычества, к его хаотичности и недогматичности.

Любая религия, в том числе хаотическое язычество России, имеет, помимо всевозможных культов и идолов, еще и нравственные основы. Эти моральные устои, какими бы они ни были, организуют жизнь людей. Древнерусское язычество проникло во все слои древнерусского общества, которое стало становиться феодальным. Из записей летописи видно, что Россия уже обладала идеалом военного поведения. Этот идеал хорошо виден в рассказах Первой летописи о князе Святославе.

Вот его знаменитая речь, обращенная к своим солдатам: «У нас уже нет детей, и я против, желаю и наоборот; давай не сдувать страну Русь, а лягте на кости, покойник не имам. Если мы убегаем, это бесчестит имама. Не убегай от имама, но держись, а я пойду впереди тебя: если у меня голова опускается, береги себя”.

Когда-то школьники в России заучивали эту речь наизусть, понимая ее рыцарский смысл и красоту русской речи, как, кстати, учили другие речи Святослава или известную особенность, данную ему летописцем: «.. шустрая ходьба, как пардус (гепард) ведется много войн. Идя, я поднимал не одну телегу, ни котел, ни мясо для жарки, но, разделав конину, и животное, и говядину на углях, я приготовил ядяше, ни палатка не называется, но подкладка была в постели, а седло на голове, так что остальные взвешивают бяху. И пошлите глагол в страны: «Я хочу, чтобы ты ушел»”.

Я специально цитирую все эти цитаты, не переводя их на современный русский язык, чтобы читатель мог оценить красоту, точность и лаконичность древнерусской литературной речи, которая на тысячу лет обогатила русский литературный язык.

Этот идеал княжеского поведения: беззаветная преданность своей стране, презрение к смерти в битвах, демократия и спартанский образ жизни, откровенность перед лицом даже врага — все это осталось даже после принятия христианства и наложило особый отпечаток в рассказах христианства аскеты. В «Изборнике 1076 года» — книге, написанной специально для князя, который мог брать его с собой в походы нравственного чтения (я пишу об этом в специальном произведении) — есть такие строки: это почитание книг для праведников » . Праведник сравнивается с воином! Независимо от того, где и когда был написан этот текст, он также характеризует высокую мораль русских воинов.

«Учение» Владимира Мономаха, написанное, скорее всего, в конце 11 века, а возможно, в начале 12 века (точное время написания не играет существенной роли), наглядно демонстрирует слияние языческого идеала поведения князя с христианским учением. Мономах хвастается количеством и скоростью своих походов (виден «идеальный князь» — Святослав), храбростью в боях и охоте (два главных княжеских дела): (походы) и рыбалку (охоту) с 13 лет » . И, описав свою жизнь, отмечает: «А из Щернигова в Киев не поедешь (более ста раз) к отцу, днем ​​я ездил на вечерню. И все маршруты 80 и 3 в порядке, но я совершенно не помню”.

Даже Мономах не скрывал своих преступлений: сколько человек он избил и сжег русские города. И после этого в качестве примера поистине благородного христианского поведения приводит свое письмо Олегу, о содержании которого, удивляющем своей моральной высотой, мне приходилось писать не раз. Во имя провозглашенного Мономахом принципа на съезде любечских князей: «Да хранит он свою Родину» — Мономах прощает побежденного врага Олега Святославича («Гориславича»), в битве с которым пал его сын Изяслав, и приглашает его вернуться на родину — Чернигов: «А какие мы, люди, грешные и дерзкие? — живи сегодня, и утро мертво, сегодня во славе и в чести (в чести), а утром в могиле есть дьявол памяти (никто нас не вспомнит) и разделяй наше собрание ». Все христиане и, давайте Попутно скажем, чрезвычайно важен для того времени при переходе к новому порядку владения русской землей князьями на рубеже XI и XII веков.

Нравственная роль крещения Руси

В частности, в разных частях нашей страны осталась крестьянская помощь или уборка — общий труд, выполняемый всей крестьянской общиной. В языческой, дофеодальной деревне помощь оказывалась в обычном сельском хозяйстве. В христианском (крестьянском) селе помощь превратилась в форму коллективной помощи малообеспеченным семьям — потерявшим рассудок семьям, инвалидам, сиротам и т.д. Моральное значение, содержащееся в помощи, возросло в христианизированной сельской общине. Примечательно, что помощь оказывалась празднично, носила веселый характер, сопровождалась шутками, шутками, иногда конкурсами и общими праздниками. Таким образом, в помощи крестьянина бедным семьям был снят весь оскорбительный характер: со стороны соседей помощь совершалась не как милостыня и жертвоприношение, унижая тех, кто помогал, а как забавный обычай, приносивший радость всем участникам. На помощь люди, осознав важность того, что они делают, выходили в праздничных нарядах, лошадей «запрягали в лучшую упряжь”.

«Хотя уборка — тяжелая работа и не особенно приятная, но в то же время уборка — это чистый праздник для всех участников, особенно детей и молодежи», — сказал свидетель (или помощники) по уборке в Псковской области.

Языческий обычай приобрел христианско-этический оттенок. Христианство смягчило и поглотило другие языческие обычаи. Например, в ранней русской летописи рассказывается о языческом похищении невест из воды. Этот обычай был связан с поклонением источникам, колодцам и воде в целом. Но с введением христианства вера в воду ослабла, и сохранился обычай узнавать девушку, когда она идет с ведрами по воде. Возле воды между девушкой и мальчиком была достигнута предварительная договоренность. Возможно, наиболее ярким примером сохранения и даже усиления моральных принципов язычества является поклонение земле. Крестьяне (а не только крестьяне, как показал В.Л. Комарович в своей работе «Культ семьи и земли в княжеской среде XI-XIII веков») относились к земле как к святилищу. Перед началом сельскохозяйственных работ они попросили прощения у земли за то, что «порвали грудь» плугом. Они просили у земли прощения за все свои проступки против нравственности. Еще в XIX веке Раскольников Достоевского в «Преступлении и наказании» прежде всего публично просил прощения за убийство на земле прямо на площади.

Примеров много. Принятие христианства не уничтожило нижний слой язычества, так же как высшая математика не уничтожила элементарный. В математике нет двух наук, не было двоякой веры в крестьянской среде. Произошла постепенная христианизация (наряду с исчезновением) языческих обычаев и ритуалов.

Обратимся теперь к чрезвычайно важному моменту в акте крещения Руси.

Ранняя русская летопись передает красивую легенду об испытании веры Владимира. Послы, посланные Владимиром, были с мусульманами, затем с германцами, которые служили по западному обычаю, и, наконец, прибыли в Константинополь из греков. Последняя история послов чрезвычайно знаменательна, так как именно она была для Владимира важнейшим основанием выбрать христианство из Византии. Я процитирую его полностью в переводе на современный русский язык. Послы Владимира приехали в Константинополь и пришли к царю. «Царь спросил их: зачем они пришли? Они ему все рассказали. Услышав их рассказ, царь обрадовался и в тот же день оказал им большую честь. На следующий день он послал патриарху со словами: «Русские пришли испытать нашу веру. Подготовьте церковь и духовенство и облекитесь в святые одежды, чтобы они увидели славу Бога нашего ». Услышав это, патриарх приказал вызвать духовенство, устроил по обычаю праздничную службу, они сожгли кадило, устроили песни и хоры. И он пошел с русскими в церковь и поставил их на самое лучшее место, показывая им красоту церкви, пение и служение епископа, присутствие диаконов и сказав им служить своему Богу в восхищении, они восхищались и хвалили их службу. И призвали их цари Василий и Константин и сказали им: «Иди в свою землю», и они отослали их с великими дарами и почестями. Они вернулись на свою землю. И князь Владимир созвал своих бояр и старейшин и сказал им: «Вот люди, посланные нами, давайте послушаем все, что с ними произошло», и обратился к послам: «Говорите перед дружиной»”.

Я опускаю то, что послы говорили о других религиях, но вот что они сказали о службе в Константинополе: «и мы пришли в греческую землю, и они взяли нас, где они служат своему Богу, и мы не знали, были ли мы на небе или на земле: потому что нет такого зрелища и такой красоты на земле, и мы не знаем, как это описать. Мы знаем только, что Бог с людьми и их служение лучше, чем во всех других странах. Мы не можем забыть эту красоту, потому что каждый человек, если у него сладкий вкус, не воспримет горечи; следовательно, мы не можем уже быть здесь в язычестве”.

Крещение Руси. Новый создатель империи

Настоящий создатель огромной Русской империи — князь Владимир I Святославич в 980 году делает первую попытку объединить язычество на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтики до Черного моря, в том числе Восточнославянские, финно-угорские и тюркские племена. В летописи сказано: «И начало княгини Володимерной в Киеве одно, и она поставила на холме за двором башни идолов»: Перун (финно-угорский Перкун), Хорс (бог тюркских племен), Даждьбог , Стрибог (славянские боги), Симаргла, Мокошь (богиня племени муш).

О серьезности намерений Владимира свидетельствует тот факт, что после создания пантеона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород и «поставил идола на реке Волхов и подарит ему людей благородных, подобных Богу». Всегда в русской истории Владимир отдавал предпочтение иностранному племени — финно-угорскому племени.Этот главный новгородский идол, на который поставил Добрыню, был идолом финского Перкуна, хотя, по всей видимости, самым распространенным в Новгороде был культ славянских бог Белес, или иначе Волос.

Однако интересы страны призвали Россию к более развитой и универсальной религии. Этот призыв отчетливо слышался там, где в основном общались люди разных племен и народов. У этого призыва было большое прошлое, нашло отражение в российской истории.

Великий европейский торговый путь, известный в русских летописях как путь «от варягов к грекам», то есть из Скандинавии в Византию и обратно, был важнейшим в Европе до XII века, когда европейская торговля между югом и север был перемещен на запад. Этот путь не только соединял Скандинавию с Византией, но и имел ответвления, наиболее значительным из которых был путь к Каспию по Волге. Основная часть всех этих дорог проходила через земли восточных славян и использовалась ими в первую очередь, но и через земли финно-угорских народов, участвовавших в торговых, государственно-образовательных процессах, в военных походах на Византию (не для ничего Киев — одно из самых известных мест, где был Чудин двор, то есть двор купцов племени чуд — предков сегодняшних эстонцев).

Многочисленные данные свидетельствуют о том, что христианство начало распространяться на Руси еще до официального крещения Руси при Владимире I Святославиче в 988 году (есть, однако, и другие предполагаемые даты крещения, рассмотрение которых выходит за рамки данной статьи). И все эти свидетельства говорят о возникновении христианства в основном в центрах общения людей разных национальностей, даже если такое общение было далеко не мирным. Это снова и снова указывает на то, что людям нужна универсальная всемирная религия. Последний должен был послужить своеобразным знакомством России с мировой культурой. И не случайно этот выход на мировую арену органично сочетался с появлением в России высокоорганизованного литературного языка, закрепившего это вступление в текстах, в основном переводных. Письмо дало возможность общаться не только с современными культурами Руси, но и с культурами прошлого. Он дал возможность написать свою собственную историю, философское обобщение своего национального опыта и литературы.

Уже первая легенда первоначальной Русской летописи о христианстве на Руси повествует о путешествии апостола Андрея Первозванного Синопией и Корсунем (Херсонесом) по великому пути «от греков к варягам» — по Днепру, Ловати и Волхов до Балтийского моря, а затем вокруг Европы в Риме.

Христианство уже в этой легенде служит принципом, объединяющим страны, в том числе Россию, в Европе. Конечно, это путешествие апостола Андрея — чистая легенда, хотя бы потому, что в I веке восточных славян еще не существовало — они не сложились как единый народ. Однако появление христианства на северных берегах Черного моря в очень ранний период зафиксировано и нерусскими источниками. Апостол Андрей проповедовал по пути через Кавказ к проливу Босфор (Керчь), Феодосию и Херсонес. О распространении христианства апостолом Андреем в Скифии рассказывает, в частности, Евсевий Кесарийский (умер около 340 г.). Жизнь Папы Римского Климента повествует о пребывании Климента в Херсонесе, где он умер при императоре Траяне (98–117). При самом императоре Траяне патриарх Иерусалимский Ермон послал одного за другим нескольких епископов в Херсонес, где они приняли мученическую смерть. Последний посланный Гермоном епископ погиб в устье Днепра. При императоре Константине Великом Херсонесу явился епископ Капитон, который также умер мученической смертью. Христианство в Крыму, нуждающееся в епископе, было надежно зарегистрировано еще в III веке.

На первом Вселенском Никейском соборе (325 г.) присутствовали представители Босфора, Херсонеса и митрополита Готфила, находившегося за пределами Крыма, которому, однако, подчинялось Таврическое епископство. Присутствие этих представителей устанавливается на основании их подписей в соответствии с постановлениями собора. Отцы церкви — Тертуллиан, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, блаженный Иероним — также говорят о христианстве части скифов.

Готы-христиане, проживавшие в Крыму, составляли сильное государство, оказывавшее серьезное влияние не только на славян, но и на литовцев и финнов, по крайней мере, на их языки.

Связи с северным регионом Черного моря были тогда затруднены большой миграцией кочевого населения во второй половине IV века. Однако торговые пути продолжали существовать, и влияние христианства с юга на север, несомненно, имело место. Христианство продолжало распространяться при императоре Юстиниане Великом, включая Крым, Северный Кавказ и восточное побережье Азовского моря среди блюд готов, которые, по словам Прокопия, «почитали христианскую веру с простотой и большим спокойствием. »(VI век.).

С распространением турецко-хазарской орды от Урала и Каспия до Карпат и побережья Крыма возникла особая культурная ситуация. В хазарском государстве были распространены не только ислам и иудаизм, но и христианство, тем более что римские императоры Юстиниан II и Константин V были женаты на хазарских принцессах, а греческие строители построили крепости в Хазарии. Кроме того, христиане Грузии, спасаясь от мусульман, бежали на север, то есть в Хазарию. В Крыму и на Северном Кавказе, в пределах Хазарии, число христианских епископов закономерно увеличивалось, особенно в середине VIII века. В настоящее время в Хазарии восемь епископов. Не исключено, что с распространением христианства в Хазарии и установлением дружеских византийско-хазарских отношений создается благоприятная среда для религиозных споров между тремя доминирующими религиями в Хазарии: иудаизмом, исламом и христианством. Каждая из этих религий стремилась к духовному господству, о чем свидетельствуют иврито-хазарские и арабские источники. В частности, в середине IX века, о чем свидетельствует «Паннонская жизнь» Кирилла Константина и Мефодия, просветителей славян, хазары приглашали богословов из Византии для религиозных споров с евреями и мусульманами. Это подтверждает возможность выбора веры, описанного русским летописцем, Владимиром — посредством опросов и споров.

Московский Епархиальный дом с храмом святого князя Владимира

Московский епархиальный дом практически находится на Садовом кольце в Лиховском переулке, 6.

В этом здании, построенном новомучеником Владимиром в 1901 году с целью народного просвещения, в 1917-1918 гг. Проводились заседания исторического Поместного Собора Русской Православной Церкви, в нем размещались Епархиальная библиотека, Музей, а с 1918 г. Институт Богословия.

В 1920-е годы Епархиальный дом был закрыт, разграблен, переведен на центральную студию документальных фильмов и обезображен перестройкой. В 2003 году мемориальное здание было незаконно продано частным лицам после фиктивного банкротства.

Возвращение здания государству стало возможным благодаря поистине героическим совместным усилиям государственных служащих, юристов и членов попечительского совета Свято-Тихоновского гуманитарного православного университета (ПСТГУ). Состоялось более 30 арбитражных судов, выплачено более 2 миллионов долларов.

В настоящее время получено распоряжение Росимущества и заключен договор на право ПСТГУ на бесплатное пользование зданием. К 1000-летию со дня кончины святого князя Владимира, которое будет отмечаться в 2015 году, здание должно быть полностью отремонтировано. Это единственный большой Владимирский храм в Москве (остались только приделы и домашние церкви.

Годы правления князя Владимира Святославича

Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала с 970 года он правил в Новгороде, затем с 978 по 1015 год (год его смерти) в Киеве, столице Киевской Руси.

Что нельзя делать 28 июля в день Святого князя Владимира

Основные запреты в день равноапостольного князя Владимира:

  1. 28 июля, в день Крещения Руси, нельзя работать, убирать, мыть пол, стирать одежду. Разрешается только действительно необходимая работа (например, приготовление пищи, мытье посуды).
  2. В день князя Владимира нежелательно работать в саду и в огороде: на Руси считалось, что человек, вышедший из дома 28 июля, может быть убит молнией. По этой же причине старались не выходить на улицу во время дождя.
  3. 28 июля запрещено собирать хлеб, иначе нечисть может запутать голову.
  4. Во время церковной вечеринки 28 июля нельзя никому жаловаться на свою судьбу — это большой грех!
  5. 28 июля женщинам нельзя оставлять ребенка на улице без присмотра — сегодня злые духи могут их напугать или даже сделать что-то похуже.

История празднования

На государственном уровне празднование Крещения Руси впервые состоялось в Российской Империи в день памяти князя Владимира 15 июля 1888 года (по старому стилю) в связи с 900-летием этого события. Одним из инициаторов государственных торжеств был обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев. По всей стране проводились торжественные богослужения, крестные ходы, праздничные собрания в общественных и государственных учреждениях, народные гуляния.

31 декабря 1929 года Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей постановил, в праздник святого равноапостольного Владимира, особо отметить важность православной культуры «в церковной и государственной жизни» жизнь государства Российского».

В 1987 году XXIV сессия Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО попросила отметить очередную «1000-летие введения христианства в России как важного события в европейской и мировой истории и культуре». В годы перестройки политика Советского правительства в отношении Православной церкви была либерализована; Накануне юбилея ему были возвращены некоторые монастыри, в том числе Свято-Даниловский монастырь в Москве, Свято-Введенская Оптина в Калужской области и Толгский монастырь в Ярославле. 29 апреля 1988 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев встретился с Патриархом Пименом (Извековым) и постоянными членами Синода Китайской Народной Республики. Впервые в советской прессе появились статьи по истории Православия, не имеющие отношения к атеистической пропаганде. Церкви значительно облегчили редакционную и образовательную деятельность. В результате в 1988 году церковные, общественные и научные мероприятия, посвященные 1000-летию Крещения Руси, стали важным событием в общественной жизни СССР.

Земля Херсонеса

Согласно историческим источникам, в конце 1980-х годов византийский император Василий заключил союз с князем Владимиром против полководца повстанцев Барды Фока, претендовавшего на престол империи. Одним из ключевых пунктов соглашения стал брак киевского князя с сестрой императора Анной.

Подробности дальнейших событий известны из последующих посещений и теперь вызывают споры среди историков. По одной из самых распространенных версий, в какой-то момент византийский василевс попытался уклониться от выполнения своих обязательств. Затем отряд Владимира осадил и захватил Константинопольский форпост на северном черноморском побережье Корсунь-Херсонес (он находился на месте современного Севастополя).

Впоследствии император решил, что договор все же должен быть выполнен, и византийская царевна Анна отправилась в Крым, где ее ждал муж. Владимир крестился и женился на Анне по христианскому обряду.

В.М. Васнецов «Владимирское крещение»

«Владимир и его окружение крестились в Корсуне и увезли отсюда многие христианские реликвии. Первые священники, крестившие Русь, были из Херсонеса. Священник Анастасий, впоследствии ставший настоятелем Десятинной церкви, также считается уроженцем Херсонеса. Дух христианской веры, пришедший из Восточного Средиземноморья, из Византии, достиг Херсонеса-Херсона-Корсуня и стал мостом, по которому вера достигла России. А при Владимире уже произошло самое главное: это собрание русских земель единой духовной силой, православной верой », — заявила председатель Законодательного собрания Севастополя, историк и писатель Екатерина Алтабаева в интервью телеканалу. RT.

Крещение Руси. Эпоха христианства

Кажется естественным, что христианство на Руси также появилось в результате осознания ситуации, сложившейся в X веке, когда особенно заметно присутствие государств с христианским населением в качестве основных соседей России: вот северный регион России. Черное море, Византия и движение христиан по основным торговым путям, пересекавшим Россию с юга на север и с запада на восток.

Особую роль здесь сыграли Византия и Болгария.

Начнем с Византии. Россия осаждала Константинополь трижды: в 866, 907 и 941 годах. Это были не обычные грабительские набеги; они закончились заключением мирных договоров, которые установили новые торговые и государственные отношения между Россией и Византией.

И если в договоре 912 года на стороне русских участвовали только язычники, то в договоре 945 года христиане уже на первом месте. За короткое время количество христиан резко увеличилось. Об этом свидетельствует и принятие христианства той же киевской княгиней Ольгой, о великолепном приеме которой в Константинополе в 955 году рассказывают как русские, так и византийские источники.

Не будем рассматривать более сложный вопрос, где и когда крестился внук Ольги Владимир. Сам летописец XI века ссылается на существование разных версий. Могу только сказать, что один факт кажется очевидным: Владимир крестился после женитьбы на сестре византийского императора Анны, потому что самый могущественный император римлян Василий II согласился бы жениться на варваре, а Владимир не мог не жениться ты это понимаешь.

Дело в том, что предшественник Василия II, император Константин Порфирогенит, в своем знаменитом произведении «Об управлении империей», написанном для своего сына — будущего римского императора II (отца императора Василия II) — запретил своим потомкам жениться на представительницах варваров. Народы, относящиеся к императору Константину I Великому, равному апостолам, который приказал начертать святую Софию Константинопольскую, римлянам запрещено иметь родство с чужеземцами, особенно с некрещеными.

Также следует учитывать, что со второй половины 10 века могущество Византийской империи достигло своего максимума. К этому времени империя отвергла опасность арабов и преодолела культурный кризис, связанный с существованием иконоборчества, что привело к значительному упадку изобразительного искусства. И интересно отметить, что Владимир I Святославич сыграл значительную роль в этот период расцвета византийской державы.

Летом 988 года элитный шеститысячный отряд варяжско-русской команды, посланный Владимиром I Святославичем, спас византийского императора Василия II, полностью разгромив армию Барды Фоки, пытавшейся занять царский престол. Сам Владимир сопровождал свою команду, которую послали на помощь Василию II, к порогам Днепра. Выполнив свой долг, дружина осталась служить в Византии (позже гвардия императоров была дружиной англо-варягов).

Вот почему Владимир удостоился высшей награды. Ему была обещана рука сестры императора Анны, которой на тот момент было уже двадцать шесть лет.

Но обещание не было выполнено, и поэтому Владимиру пришлось искать руки Анны военной силой. Он осадил и взял византийский Херсонес в Крыму. После этого брак был заключен. Этим браком Владимир дошел до того, что Русь перестала считаться варварским народом в Византии. Его стали называть самым христианским народом. Возрос династический авторитет киевских князей.

Христианизация Руси и родство правящего клана с византийским двором на совершенно равных основаниях включили Русь в семью европейских народов. Сын Владимира Святославича Святополка женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. Дочь Владимира Мария Доброгнева была замужем за польским князем Казимиром I. Дочь Ярослава мудрого Елизавета вышла замуж за норвежского короля Гарольда Смелого, который несколько лет искал ее руку. Другая дочь Ярослава, Анна, королева Франции, овдовевшая после смерти мужа Генриха I. Третья дочь Ярослава Анастасия вышла замуж за венгерского короля Андрея I все народы европы.

Но вернемся к вопросу о варягах-русских. Русские варяги — это имя, которое необходимо принять, чтобы отделить их от англо-варягов, которые позже заменили русских варягов на службе Византийской империи. В составе сборных России были представители нескольких разных стран и народов: скандинавы, немцы, сарацины, половцы, болгары и восточные славяне. Но примечательно, что все русские князья, кем бы они ни были по крови и именам, говорили только на разговорной славянской, читали только на славянском, и никаких следов скандинавов в русском христианстве не сохранилось. Но язык церковных писаний, тех книг, которые были доставлены к нам или которые были скопированы с нами, был литературным языком, принятым болгарами. И это делает несомненным огромное значение Болгарии в принятии христианства. Кроме того, Болгария находилась на пути «от варягов к грекам», важность которого для принятия многонациональной религии подчеркивалась нами выше.

Благодаря болгарской письменности христианство быстро появилось в России как высокоорганизованная религия с высокой культурой. Есть все основания полагать, что у славян еще до крещения Руси была первобытная письменность. Об этом в основном свидетельствуют договоренности с греками, копия которых была сделана на русском языке. Роль и авторитет языка, пришедшего к нам с церковными книгами из Болгарии, исключительны. На этом языке совершались богослужения. Это был язык высокой культуры, постепенно перенимающий восточнославянскую лексику и правописание. Это указывает на то, какую роль Болгария сыграла в крещении Руси. В конце концов, церковная письменность, переданная нам из Болгарии, — это самое главное, что крещение дало Руси.

Напоследок еще одна деталь. Скандинавские саги об Олафе Триггвасоне рассказывают о крещении норвежского короля Олафа. По разным версиям саг, Олаф крестился в Греции или Киеве, где его уговорил принять христианство король Вальдемар, то есть князь Владимир. Сам князь Владимир, прежде чем жениться на Анне, решил креститься под влиянием умнейшей из своих жен. Из всех жен Владимира единственная, кто был связан с ним по языку и смогла убедить его в столь трудном деле, была болгарка.

Но дело не только в высокоорганизованной и сложной по содержанию литературе, которая стала известна и понятна в России. Это также вопрос облегчения общения с другими народами, которым, как хорошо известно, всегда препятствовали религиозные предрассудки и вера в свой более высокий культурный и моральный уровень, чем у других народов.

 

Оцените статью
Блог об истории Руси
Adblock
detector