Художественная культура Киевской Руси: устное народное творчество и быт

Киев

Собор Святой Софии

Столица сохранила величайшее наследие тех древних времен. Конечно, самая известная достопримечательность — это Софийский собор, построенный во времена Ярослава Мудрого. Главный храм тогдашней Восточной Европы теперь имеет статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Историки показали, что храм был основан Владимиром Великим в 1011 году и завершен его сыном Ярославом в 1037 году.

После монгольского нашествия храм частично лежал в руинах. Киевские митрополиты старались поддерживать храм в надлежащем состоянии, но серьезная реставрация прошла уже при Иване Мазепе. Тогда храм приобрел тот вид, который мы видим сейчас. Тогда же была построена колокольня, которая является одним из символов столицы.


Михайловский собор с золотыми куполами

Архитектурная достопримечательность Киевской Руси стала жертвой советской власти. Златоверхий монастырь Сан-Микеле вместе с величественным собором просуществовал с 1108 по 1936 год, когда был взорван коммунистами. Его построил внук Ярослава Мудрого Святополк Изяславич. В 17 веке он приобрел формы украинского барокко. Отстроили его только в 2000 году. Сейчас это действующий монастырь и храм УПЦ КП.


Так собор выглядел на фотографии 1875 года.
Михайловский Златоверхий в наши дни.

Киево-Печерская Лавра

Даже одну из главных святынь православных христиан, духовный центр украинского народа, поразила печальная судьба войны: в 1942 году был разрушен главный храм Лавры. Историки все еще ищут виновных, будь то советские войска или вермахт — никто не знает. Но храм отреставрировали только в 2000 году.

Успенский собор Киево-Печерской Лавры был построен в 1078 году во времена сына Ярослава Мудрого Святослава Ярославича. Монастырь на этом месте существовал все время, до сегодняшнего дня. Сейчас это одна из главных святынь православных христиан, она принадлежит УПЦ МП.


С этого момента и до сегодняшнего дня прибыли еще 2 памятника Киевской Руси, которые находятся на территории лавры: церковь Спаса на Берестове и церковь Троицких ворот. Все они были значительно перестроены и приобрели современный вид в 18 веке.


Церковь Спаса в Берестово.

Выдубицкий монастырь

Еще одно украшение Киева — Выдубицкий монастырь. Его история начинается в 1070 году, когда была построена церковь Сан-Микеле, самая старая на территории монастыря. Он также несколько раз перестраивался и перестраивался из руин и приобрел свой нынешний вид после 1760 года.

Кирилловская церковь

Один из самых интересных памятников древнего Киева. Построен в середине 12 века. Вокруг храма находился монастырь Сан-Чирилло, разрушенный в 1930-х годах, а церковь была преобразована в музей. В 17 веке он был отреставрирован и приобрел черты украинского барокко. В таком же виде он дошел до наших дней. Изюминкой Кирилловской церкви являются замечательные фрески XII века, которые отреставрировал Михаил Врубель. Среди старинных фресок также есть работы мастеров киевской школы 19 века: Николая Пимоненко, Харитона Платонова, Самуила Гайдука, Михаила Климанова и других.

Золотые Ворота

Это единственный памятник каменного оборонного зодчества русских времен, сохранившийся, хотя и частично, до наших дней. Они построены во времена Ярослава Мудрого, то есть им около тысячи лет. Руины дошли до нас от аутентичного здания, вокруг которого воссоздали сами двери уже во второй половине ХХ века. Сегодня можно только представить себе величие старого Киева, увидев его реконструкцию.


Большинство памятников Киевской Руси сохранилось в Киеве. Непоправимый ущерб нанесли большевики с их манией разрушения церквей. Златоверхий Михайловский храм, Богородице-Пирогощанский храм на Подоле, Васильевская и Георгиевская церкви, храм на месте древней церкви Десятого века и некоторые другие — все это было разрушено в 30-х годах ХХ века, после сопротивлялись более века назад.

Церковь Богородицы-Пирогощи в Киеве. Сегодня на его месте перестроен храм, по форме напоминающий оригинал.

Чернигов

Чернигов был одним из самых богатых городов Киевской Руси. В какой-то мере он конкурировал со столицей. Даже сейчас внутри осталось много памятников Киевской Руси.

Спасо-Преображенский собор

Одна из главных святынь Древней Руси и главный храм Черниговской земли. Он ровесник Святой Софии Киевской и является одним из старейших храмов Украины. Его строительство началось в 1035 году. Здание заложил брат Ярослава Мудрого Мстислав Храбрый. Преображенский собор на протяжении своей истории частично перестраивался, но сегодня это один из хорошо сохранившихся храмов Руси на территории Украины. В интерьерах частично сохранились старинные картины 11 века.

Борисоглебский собор

Недалеко от Спасо-Преображенского собора находится еще одна достопримечательность древнего Чернигова — Борисоглебский собор. Он был построен между 1115 и 1123 годами. Он был перестроен в 17-18 веках в стиле украинского барокко, но во время Второй мировой войны в него попала авиационная бомба, разрушившая свод храма. После войны, в 1952–1958 годах, в соборе была проведена реставрация, в ходе которой храм приобрел свой первозданный вид. Сегодня здесь находится музей. Среди его самых ценных находок — царские серебряные двери, выполненные на средства Ивана Мазепы.

Церковь Илии

Небольшая старинная церковь с почти тысячелетней историей. Он расположен на склонах Болдинских гор, живописного уголка Чернигова. Храм напоминал церковь у входа в Антониевы пещеры — ровесники Киево-Печерской лавры. По легенде, их основал также Антоний Печерский. Он несколько раз перестраивался и приобрел свой вид в 17 веке в стиле украинского барокко. Сегодня церковь Элиа — музей древнего заповедника Чернигова».

Успенский собор Елецкого монастыря

Один из самых великолепных храмов Чернигова. Он был построен в середине 12 века. Во время татаро-монгольского нашествия он был частично разрушен, но затем восстановлен. Как и многие другие церкви, он был перестроен в стиле украинского барокко, в котором сохранился до наших дней. Внутри собора сохранились небольшие остатки фресок времен Киевской Руси.

Остер

Небольшой провинциальный городок на берегу Десны, видимо, никак не может привлечь туриста. Однако в нем находятся руины Юрьевской Божницы — алтарной части старинной Михайловской церкви, окончательно разобранной в конце 18 века. Сама церковь построена по приказу Владимира Мономаха на рубеже XI и XII веков. На его стенах сохранились уникальные росписи 12 века, но сейчас памятник требует значительного внимания, существует угроза потери ценных полотен из-за ненадлежащей сохранности храма.

Канев

В этом городе неожиданно оказался старинный храм 1144 года — Успенский собор. Его построил князь Всеволод Ольгович, храм очень близок по архитектуре к церкви Святого Кирилла в Киеве. Он был поврежден татарами и турками в 1678 году, но был восстановлен 100 лет спустя в современном виде. Здесь похоронен казацкий вождь Иван Подкова, при жизни ставший легендой. Останки Тараса Шевченко по завещанию поэта во время его погребения хранились в Успенском соборе два дня. Сегодня это действующий храм УПЦ МП.

Церковь Спаса в Нередице

Церковь Спаса в Нередице
Спасская церковь была построена на горе Нередица за один сезон 1198 года. Храм возведен по приказу князя Ярослава Владимировича, правившего в то время Великим Новгородом. Храм вырос на возвышенном берегу реки Малый Волховец, недалеко от Рюриково Городища.

Церковь построена в память о двух сыновьях Ярослава Владимировича, погибших в бою. Внешне церковь не отличается величественными надстройками. Однако это памятник архитектуры. Церковь построена по традиционному для того времени плану. Кубический купол, следовательно, как и в других проектах, вариант с четырьмя колоннами и тремя апсидами.

Интерьер церкви впечатляет. Стены полностью расписаны и представляют собой галерею русской живописи, одну из старейших и самых уникальных. Эти картины активно изучались учеными в первой трети прошлого века. Сохранились подробные описания картин, проливающие свет на историю того времени, когда была построена церковь, на быт жителей Новгорода. Художник Н. Мартынов в 1862 году делал акварельные копии частых фресок. Они с большим успехом были представлены в Париже на Всемирной выставке. Эскизы награждены бронзовой медалью.

Эти фрески — очень ценный образец монументальной новгородской живописи. Созданные в XII веке, они до сих пор представляют большую художественную ценность, особенно историческую.

Общественная мысль и литература

Общественная жизнь Киевского княжества не отличалась активностью в конкретный период освоения русских земель. Постепенно возникли другие княжеские центры (Новгород, Владимир, позже — Москва), центр общественной жизни переместился из Киева в другие княжества. Неожиданным событием в общественной жизни Киева стало создание в 1288 году переведенного законодательного памятника «Мера праведников.

К основным жанрам, развившимся в Киевском княжестве, можно отнести:

  • агиография (биографические описания жития святых, монахов;
  • послания, учения, молитвы (общественно-политические литературные произведения, публицистика);
  • литературные произведения художественного характера.

Житийный жанр формируется в рамках Киево-Печерского патерика, сборника рассказов и легенд об истории основания Киево-Печерского монастыря и первых монахов.

Патерик — это сборник изречений святых отцов, подвижников или их житий.

В литературе и общественной мысли прослеживаются тенденции к формированию гуманистической линии в русской литературе. Литература определенного периода развивалась в русле литературной традиции киевского периода. Литературный язык сохраняет свою старую систему.

В середине XII века митрополит Киевский Климентий Смолятич в своем «Послании» священнику Фоме описал образ высоконравственного человека, противника властолюбия, любви к деньгам и тщеславия. В «Послании» использованы идеи Аристотеля, Платона, Гомера.

Известный писатель Серапион Владимирский начал свою литературную деятельность в Киевском княжестве, в Киево-Печерском монастыре. Его работы ярко иллюстрируют образ разорения России и заточения народа.

Необычным памятником древнерусской литературы определенного периода является «Слово о полку Игореве» (написано в 1185–1188 годах). Большинство современных исследователей считают, что это литературное произведение имеет корни на юге России и, скорее всего, было написано на землях Киевского княжества. Некоторые историки считают автором «Слова. »Князь Владимир Галицкий, сын Ярослава Осмомысла. Сюжет произведения описывает неудачный поход на половцев князя Новгород-Северского Игоря Святославовича в 1185 году. Для автора «Слова о полку Игореве» Киевское княжество было первым среди всех русских княжеств. Он не считает Киев столицей Руси.

После Куликовской битвы 1380 года Киевское княжество окончательно утратило статус центра русских земель. В литературе XIV века понятие «земля русская» ассоциируется с Московским княжеством, а не с Киевом.

Золотые ворота

Золотые ворота во Владимире
Золотые ворота считаются символом могущества и величия древней Руси. В 1158 году Андрей Боголюбский приказал окружить город Владимир колодцем. Через 6 лет он приказал построить пять въездных ворот. Пока сохранились только Золотые ворота, являющиеся памятником архитектуры.

Эти ворота были сделаны из дуба. Позже они были переплетены медными листами, покрыты позолотой. Но не только за это ворота получили свое название. Позолоченные двери были настоящим произведением искусства. Жители города забрали их перед нашествием монголо-татарского войска. Эти ворота внесены в реестр ЮНЕСКО как утраченные шедевры человечества.

правда, в 1970 году сообщалось, что ставни были найдены японскими археологами, принимавшими участие в очистке реки Клязьмы. Именно тогда было обнаружено множество артефактов, в том числе ставни. Но самое ценное в них то, что золотых пластин пока не найдено.

Согласно легенде, своды ворот обрушились при завершении строительства, раздавив 12 строителей. Очевидцы решили, что все они мертвы. Андрей Боголюбский приказал принести икону Богородицы и стал молиться за нуждающихся. Когда дверь была очищена от щебня, ее подняли, и там нашли живых рабочих. Они даже не сообщили о каких-либо повреждениях.

Архитектура Х века

Для искусства домонгольского периода характерна отличительная черта — монументальность форм. Особое место в нем занимает архитектура. Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением. Здесь сохранились далеко не все архитектурные памятники того времени, многие сохранились в искаженном виде, еще большее их количество известно только из археологических раскопок или письменных источников. Но у тех, кто выжил, естественно, была цель поклонения. Еще в языческие времена на Руси развивалась архитектура, в основном из дерева: русские «деревостроители» славились издавна. После принятия христианства летописец оставил нам свидетельство, что перед Новгородским Софийским камнем на территории Новгородского кремля находился деревянный тринадцатиглавый Софийский собор, снесенный новгородцами в конце X века. Вполне возможно, что у восточных славян храмы были вырезаны из дерева, и эти храмы были многоглавыми. Поэтому упрямство было исконно национальной чертой русской архитектуры, которая позже была воспринята искусством Киевской Руси.

С христианством крестово-купольная форма храма пришла в Россию, что типично для греко-восточно-православных стран. Крестово-купольный храм в плане прямоугольной формы, с четырьмя (и более) столбами, его внутреннее пространство разделено на продольные части (по оси восток-запад) — нефы (три, пять и более). Четыре центральных столба соединены арками, поддерживающими барабан купола через паруса. Пространство под куполом залито светом благодаря барабанным окнам; это центр храма. Клетки, прилегающие к купольному пространству, перекрыты цилиндрическими сводами. Все центральное пространство храма в плане образует крест, отсюда и название системы такого храма: крестово-купольный. С восточной стороны интерьера расположены алтари — апсиды, обычно полукругом выступающие наружу; поперечное пространство в западной части интерьера называется тамбуром, нартексом. В этой же западной части, во втором порядке, находятся хоры, в которых князь и его свита находились во время службы. Снаружи домонгольского храма отличительной особенностью является разделение фасада плоскими вертикальными пилястрами без капителей (по-древнерусски — лопатки) на веретене. Полукруглый конец веретена, форма которого определяется крышкой, называется закомара.

Наиболее распространенной техникой кладки церквей в Киевской Руси была так называемая смешанная — «opus mixtum» — стены возводились из цоколей из более тонких, чем современные, кирпича и камня на розовом известково-цементном растворе. На фасаде ряд кирпичей чередовался с рядом цементных камней, поэтому он выглядел полосатым, что само по себе было решением декоративного оформления фасада. Часто применялась так называемая пониженная кладка: на фасаде появлялись не все ряды кирпича, а после одного, а розовый слой цементного камня был в три раза толще кирпичного. Полосы из розового бетона и красного кирпича на фасаде, окна и ниши с причудливым профилем — все вместе создавало элегантный и праздничный вид здания, и никаких других декоративных украшений не потребовалось.

Церковь Богородицы (десятины) в Киеве. 989-996. Реконструкция
Церковь Богородицы (десятины) в Киеве. 989-996. Реконструкция

Сразу после принятия христианства в Киеве была построена церковь Успения Богородицы, так называемая Десятинная церковь (989–996 гг.) — первая известная нам каменная церковь Киевской Руси. Десятинная церковь (на ее содержание князь выделял 1/10 своего дохода — отсюда и название) была разрушена во время нашествия монголо-татар, поэтому судить о ней можно только по остаткам фундамента, некоторым декоративным элементам и письменные источники. Это была большая шестистолпная церковь с 25 куполами, окруженная с двух сторон пониженными галереями, что придавало всему храму пирамидальный вид (западная часть имела сложную планировку, еще не полностью идентифицированную).

Построенный новыми греческими мастерами, церковь представляла собой, судя по летописям и данным раскопок, здание с тремя нефами, тремя апсидами и шестью столбами с планом базилики с крестово-купольным пространственным ядром и галереями, окружающими его с трех сторон. С запада, помимо притвора и двух лестничных башен, была необычная пристройка, довольно обширная, которая, скорее всего, служила местом отдыха во время богослужений, а в другое время — во время подготовки к крещению.

В некоторых источниках говорится, что храм был увенчан двадцатью пятью главами, но мы можем только с уверенностью сказать, что глав было много. Это было связано с необходимостью осветить обширный хор, выходящий в центральное пространство под куполом. Круглые мраморные колонны с капителями образовывали два порядка малых тройных арок, помещенных между центральными поперечными столбами и поддерживающими хорами, которые располагались над небольшими проходами и входили в боковые апсиды. Благодаря им боковые части церкви приобрели двухэтажное строение. Столь необычный для константинопольской архитектуры того же времени активный подбор хора определялся условиями ордена князя, находившегося здесь во время богослужений со своей семьей и свитой.

Кладка стен отличалась декоративностью: за каждым рядом тонких кирпичных плинтусов следовал такой же, но более глубокий («утопленный») ряд, натертый сверху светлоокрашенным известковым раствором. В X веке эту технику использовали артели, работавшие в самом Константинополе.

Пирамидизм, скопление масс — черты, чуждые византийской архитектуре, возможно, такой шаг был присущ языческим сооружениям, возведенным на территории будущей Киевской Руси. Десятинная церковь была богато «украшена»: об этом свидетельствуют фрагменты фресок и мозаик, плиты перекрытия, фрагменты колонн, фрагменты резных капителей и шифер.

Эта огромная церковь, сравнимая по великолепию убранства только со зданиями Константинополя, служила храмом великокняжеского двора. Есть серьезные основания полагать, что церковь Богородицы Фарос, входившая в состав императорского дворцового комплекса, послужила образцом и что выбор модели мог быть определен волей жены Владимира Анны, бывшей сестры императора Василия. II. Со всех сторон храм окружал комплекс дворцовых построек, возведенных одновременно с ним. В целом весь храмово-дворцовый комплекс, где хранилась драгоценная святыня с мощами папы Климента, привезенная Владимиром из Херсонеса, представлял собой огромное святилище, возвышающееся над городом, где литургические обряды, совершаемые на греческом языке, прочно переплетались с судебная церемония.

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор во Владимире
Этот храм уникален не только тем, что выполнен в стиле романтизма. Собор впечатляет элементами, напоминающими западные базилики. Самое главное — это резьба по белому камню. Все оказалось из-за того, что строительство собора было исключительно на плечах русских зодчих. Отделочные работы выполняли греческие мастера. Каждый старался выполнять свою работу, чтобы не опозорить свое состояние.

Здесь собрались лучшие мастера, ведь собор построили для князя Всеволода большое гнездо. Позже его семья поселилась в соборе. История собора восходит к 1197 году. Впоследствии собор освятили в память о Дмитрии Солунском, считающемся покровителем.

Композиционное построение собора основано на конструктивных особенностях византийских храмов. Как правило, это 4 столпа и 3 апсиды. Золотой купол церкви венчает крест. Фигура голубя служит флюгером. Стены храма манят изображениями мифических персонажей, святых, псалмопевцев. Миниатюра музыканта Давида — символ защищаемого Богом государства.

Не могло быть изображения Всеволода Великого Гнезда. Создан вместе с сыновьями. Поражает внутреннее убранство храма. Хотя многие фрески утеряны, здесь все еще красиво и торжественно.

Овруч

Небольшой городок Овруч на севере Житомирщины может вас приятно удивить: здесь находится сохранившаяся церковь Василия Великого, построенная около 1190 года при содействии князя Рюрика Ростиславича. Храм несколько раз разрушался, но постоянно восстанавливался, пока в 1907-1912 годах не была проведена масштабная реставрация и восстановление здания в его древнерусских образах. Руины старой церкви стали частью восстановленных стен храма. Внутри сохранились остатки оригинальной росписи.

Софийский собор в Новгороде

Софийский собор в Новгороде
На строительство собора ушло семь лет. Он воздвигнут в честь новгородцев, с помощью которых Ярослав Мудрый стал великим князем. Строительство собора завершилось в 1052 году. Для Ярослава Мудрого в этом году он стал знаковым. Похоронил сына Владимира в Киеве.

Собор построен из разных материалов. Основными были кирпич и камень. Стены собора облицованы мрамором, на них установлены мозаичные мотивы и росписи. Это направление византийских мастеров, которых пытались перенять славянские зодчие. Впоследствии мрамор заменили известняком, вместо мозаики вставили фрески.

Первая картина датируется 1109 годом. Но даже фрески со временем были уничтожены. Прежде всего многое было потеряно во время Великой Отечественной войны. Только фреска «Константин и Елена» сохранилась до 21 века.

В соборе нет галерей; Внешне он похож на храм с крестовым куполом и пятью нефами. В то время этот стиль был присущ большинству храмов. В далеком прошлом созданы три иконостаса. Среди основных икон собора — Тихвинская икона Божией Матери, Евфимия Великого, Саввы Просветленного, Антония Великого, икона Божией Матери «Знамение“.

Здесь также есть старые книги. Есть много частично утраченных работ, хотя некоторые из них сохранились. Это книги князя Владимира, княгини Ирины, архиепископов Иоанна и Никиты, князей Федора и Мстислава. Статуэтка голубя, символизирующая Святого Духа, украшает крест купола, расположенный в центре.

Киевская земля памятники культуры

Десятинная церковь в Киеве

(Церковь Успения Пресвятой Богородицы) Реконструкция Н. Холостенко.

Первый каменный храм Киевской Руси. Построен между 986 и 996 годами

Разрушен в 1240 году во время набега Батыя.

По легенде, он рухнул под тяжестью набившихся в него людей и бежал от монголов.

Учредитель: Святой Владимир. Построен греческими архитекторами.

Построен Ярославом Мудрым в 1019-1026 годах в честь победы над пеценегами. Он был построен с плинтусами — большим терракотовым кирпичом, который использовался при строительстве в Византии и на Руси в X-XIII веках.

Свое название он получил от Золотых ворот Константинополя. Предназначен для торжественного входа

В 1982 году в честь 15-тысячного юбилея Киева ворота были полностью перестроены.

Собор был построен в центре Киева в 1037 году по приказу Ярослава Мудрого в честь победы над пеценегами.

Крестово-купольная церковь. Построен византийскими и киевскими мастерами.

Перестроен в 1740 году. Первоначальный облик утрачен. Построен в стиле украинского барокко. Это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Софийский собор в Новгороде

Собор был построен в 1045-1050 годах Ярославом Мудрым.

Закрыт в 1929 году, открыт только в 1991 году и лично освящен Патриархом

Георгиевский собор во Владимире.

Собор был построен Юрием Долгоруким в 1129 году в честь своего небесного покровителя Георгия Победоносца. Юрий — крещеный Георгий.

В 18-19 веках храм был пристроен.

Находится во Владимире недалеко от Золотых ворот.

Успенский собор во Владимире

Собор был построен Андреем Боголюбским в 1158–1161 годах.

До возникновения Москвы это был главный храм Владимиро-Суздальского княжества.

Фрески Успенского собора расписал Андрей Рублев.

В 1185-1189 годах храм был значительно расширен Всеволодом Великим Гнездом.

Золотые ворота во Владимире

Построен в 1164 году князем Андреем Боголюбским.

Это была самая парадная дверь XII-XIII веков.

это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь построена в 1165 году Андреем Боголюбским во Владимиро-Суздальском княжестве.

Это первый храм, посвященный празднику Покрова Богородицы.

Памятник внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.


Дмитриевский собор во Владимире

Собор был построен в 1194 году Всеволодом Великим Гнездом.

Культура Киевской Руси. Архтитектура. Памятники.

989-996- Киев — Церковь Успения Богородицы (Десятинная церковь)

Начало 11 века — храм Бориса и Глеба в Вышгороде. Первое упоминание — 1021 год.

1036 — Спасо-Преображенский собор в Чернигове

1037-1041-Софийский собор в Киеве

Золотые ворота в Киеве (1037- первое упоминание, построено 1019-1026 гг)

1045-1050 — Софийский собор в Новгороде

Киево-Печерская Лавра (1051 г., основана иноком Антонием)

Киево-Печерский монастырь, 1062 г

Собор с. Никола на Ярославовом Дворище (1113 г)

Борисоглебский собор в Чернигове (1120)

Золотые ворота во Владимир (1164)

Церковь Покрова на Нерли (1165 г)

Успенский собор во Владимире (1186-1189)

Дмитровский собор во Владимире (1194)

1198- Церковь Спаса на Нередице в Новгороде (1198)

Георгиевский собор в Юрьев-Польском (1230 г)

Владимир-Волынский

Некогда величественный город Киевской Руси и столица Волынской земли, сегодня это небольшой город. Успенский собор, который также называют Мстиславским храмом по имени его основателя, князя Мстислава Изяславича, расскажет вам о древнем величии и славе. Строительство собора датируется 1160 годом. За время своего существования он претерпел не одно разрушение, но в 1896-1900 годах был воссоздан в первозданном виде. Вместе с епископскими покоями он образует замок, укрепленную часть старого города.

Новгородский кремль

Новгородский Кремль
Многие считают Новгородский кремль самым уникальным памятником архитектуры. Он принадлежит к одному из старейших памятников архитектуры. Каждый город в России построил свой Кремль. Это была крепость, которая помогала защищать жителей от набегов врага.

Немногое из кремлевских стен сохранились. На протяжении X века Новгородский кремль верно служил своим жителям. Это самое старое здание. Но он сохранил свой первозданный вид.

Именно поэтому этот памятник архитектуры драгоценен. Кремль был построен из красного кирпича, тогда как в России строительные материалы были дорогими и экстравагантными. Но не зря его использовали новгородские строители. Городские стены не сдвинулись с места перед натиском многих вражеских войск.

Софийский собор стоит на территории Новгородского кремля. Это еще один из величайших архитектурных памятников Древней Руси. Пол собора выложен мозаикой. Весь интерьер — образец изысканного мастерства архитекторов. Проработана каждая деталь, мельчайшие штрихи.

Жители Новгородской области гордятся своим Кремлем, считая, что в нем есть множество архитектурных памятников, которые должны вдохновлять каждого россиянина.

Любомль

По пути к Шацким озерам загляните в волынский провинциальный городок Любомль. Здесь находится Георгиевская церковь, заложенная в начале 1280-х годов по приказу волынского князя Владимира Васильковича. Как и многие другие храмы Древней Руси, он неоднократно разрушался, но затем восстанавливался. В конце 18 века церковь приобрела современный вид.

Галич

Один из древнейших городов Киевской Руси, впервые упоминается в венгерских летописях в 898 году. Своего пика она достигла при Ярославе Осмомысле, который поется в «Слова о полку Игореве». Хотя Даниила принято называть царем Галичины, он только что перенес свою столицу из Галича в Холм. В городе и его окрестностях сохранились 2 церкви, памятники древней Руси в Украине. Самая яркая из них — церковь Пантелеймона в деревне Крылос недалеко от Галича. Он уникален тем, что сочетает в себе привычный на Руси византийский стиль с романским. Построен около 1194 года Романом Мстиславичем, отцом Даниила. В 1998 году храм в последний раз реставрировали, поэтому он приобрел современный вид. Интересно, что на стенах церкви сохранились старинные средневековые надписи. Некоторые из них сохранились еще с княжеских времен.

Еще одним старинным храмом в Галиче считается церковь Рождества Христова, построенная во второй половине 13 века. Сведения об истории церкви очень скудны. Он был отреставрирован в 18 веке и приобрел современный вид после последней реконструкции в 1906 году.

Церковь десятины

Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, называемая Десятинной, связана с крещением Руси. Это было первое каменное здание. Церковь строилась пять лет, с 991 по 996 год, на месте битвы между христианами и язычниками. Хотя в истории прошлых лет началом строительства храма называют 989 год.

Здесь завершился земной путь первых мучеников Федора и его сына Иоанна. Князь Владимир Святославич своим указом присудил десятину на строительство храма из государственной казны, в настоящее время — из бюджета. Поэтому церковь получила такое название.

Когда-то это был самый большой храм. В 1240 г войска Татаро-Монгольского ханства разрушили храм. По другим данным, церковь рухнула под тяжестью людей, собравшихся там в надежде укрыться от захватчиков. Сохранился только фундамент этого археологического памятника.

Львов

Как известно, Львов основан Даниилом Галицким и назван в честь его сына Льва. Однако с тех пор сохранилось всего 2 здания: церковь Николая и церковь Сан-Джованни Баттиста. Это самые старые постройки Львова. Хотя церкви отнюдь не были типичными для древнеукраинской архитектуры, они были построены во Львове по просьбе жены князя Льва Констанца, исповедовавшего латинский обряд. Ориентировочная дата постройки — 1260 год. Кстати, церковь находится недалеко от площади Старый рынок, центра княжеского Львова. Сейчас в церкви находится музей старейших памятников Львова.

Историки расходятся во мнениях относительно Николаевской церкви. Он был построен между 1264 и 1340 годами, временно во время правления принца Льва, который подарил этой церкви землю. То ли это была княжеская усыпальница, то ли построена на средства местных купцов — неизвестно. Несмотря на многочисленные перестройки, храм дошел до нас в хорошем состоянии.

Культура Киевского княжества

Несмотря на политический распад Руси, Киевское княжество по-прежнему сохраняло свои притязания на центр культурной жизни русских земель. На рубеже XII-XIII веков в Киеве был создан сборник летописей, описывающих события, происходившие в Чернигове, Галиче, Владимиро-Суздальской Руси, Рязани и других городах России. Анализ летописи показывает, что в распоряжении автора летописи были летописи различных русских княжеств.

Архиерейский Собор 1274 года, по мнению некоторых историков, собирался в Киеве, а затем во Владимире. Проведение Собора, направленного на устранение разногласий в церковном праве, во Владимире, а не в Киеве, свидетельствует о постепенной утрате статуса Киева не только как политический центр страны, но и как центр культуры и православная жизнь русских земель.

Оцените статью
Блог об истории Руси
Adblock
detector