История Киевской Руси: год образования и период в истории

Две теории

Возникновение древнерусского государства связано с 862 годом, когда славяне из-за борьбы между племенами пригласили для наведения порядка «третью» сторону — скандинавских князей Рюриковичей. Однако в исторической науке существуют разногласия относительно происхождения государства в России. Есть две основные теории:

  • Нормандская теория (Г. Миллер, Г. Байер, А. Л. Шлецер, Н. М. Карамзин): ссылаясь на летопись «Повесть временных лет», создание которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, ученые пришли к выводу что государственность в России — дело рук норманнов Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора;
  • Антинормандская теория (М. В. Ломоносов, Б. А. Рыбаков): последователи этой концепции не отрицают участия приглашенных варяжских князей в формировании государства, но считают, что Рюрик пришел не на «пустое» место и эта форма правительство уже существовало у древних славян задолго до событий, описанных в летописях.

Ломоносов вел непримиримую борьбу с представителями нормандской теории. Ломоносов часто ссорился с иностранными коллегами, работавшими в Академии наук. Приводя свои аргументы и доказательства в защиту антинормандской теории, он критиковал тезис Миллера «О происхождении имени и народа России», а также работы Байера по истории России.


Собирайте дань со славянских племен

Причины образования древнерусского государства

Ничего в этом мире просто так не происходит. Для того, чтобы произошло то или иное событие, нужны причины. Предпосылки для образования государства у славян были:

  • Объединение славянских племен перед лицом более могущественных соседей: в начале 9 века славянские племена были окружены более сильными государствами. На юге было большое государство — Хазарский каганат, которому были вынуждены поклоняться северяне, поляны и вятичи. На севере сильные и воинственные норманны требовали выкупа у кривичей, словенцев, ильменов, чудов и мери. Только объединение племен могло изменить существующую несправедливость.
  • Разрушение клановой системы и клановых связей: Военные походы, освоение новых земель и торговля привели к тому, что в клановых сообществах, основанных на равенстве собственности и совместном управлении экономикой, появляются более сильные семьи, а более богатые — дворянство клан;
  • Социальное расслоение: Разрушение родового и общинного строя у славян привело к появлению новых слоев населения. Таким образом, сформировался слой клановой знати и дружинников. Первыми были потомки старейшин, сумевшие накопить больше богатства. Вторые, дружинники, — молодые воины, которые после военных кампаний не вернулись в сельское хозяйство, а стали профессиональными воинами, защищавшими правителей и общину. Прослойка простых членов общины в благодарность за защиту солдат и князей преподносила подарки, которые впоследствии превратились в обязательную дань. Вдобавок выделялся слой ремесленников, которые отказались от сельского хозяйства и обменивали свои «плоды» труда на продукты питания. Были также люди, которые жили исключительно за счет торговли — слой купцов.
  • Развитие города: в 9 веке торговые пути (суша и река) играли важную роль в развитии общества. Все новые слои населения — дворянство, дружинники, ремесленники, купцы и крестьяне — пытались селиться в поселениях вдоль торговых путей. Таким образом, количество жителей увеличивалось, менялся общественный строй, появлялись новые порядки: власть князей трансформировалась в государственную власть, дань — в обязательную государственную пошлину, городки — в крупные центры.


Подарки дружинникам для защиты от врагов

Внешняя политика Древней Руси: Византия, кочевники и Европа

Киевская Русь на начальном этапе своей истории тесно взаимодействовала не только с Византией. Князья также установили особые отношения с народами степи: племена, жившие на границе, на восточных и южных территориях государства, постоянно подвергались нападениям различных кочевников. Сначала на этих просторах господствовал Хазарский каганат, но из-за походов Святослава он фактически исчез с карт. На смену хазарам пришли пеценеги. Они стали активными участниками отношений Византии и Руси и неоднократно принимали участие во внутренних проблемах власти Рюриковичей: князья использовали их как наемников, несмотря на то, что очень часто пеценеги по собственному желанию разоряли приграничные города.

3.jpg
Реконструкция печенежского воина.

Россия активно взаимодействовала со своими западными соседями. Изначально со скандинавами налаживались тесные контакты — этому способствовали географическая близость, особенности торговли того времени и, видимо, происхождение Рюриковичей. Не менее активно развивались отношения с Польшей: границы двух славянских стран многократно становились «горячей точкой» Восточной Европы, и монархи обоих государств не стеснялись вмешиваться во внутренние дела друг друга. Сборник: Внешняя политика Древней Руси

Русские князья не сразу установили контакты с Западной Европой. Изначально связи ограничивались торговыми соглашениями и деятельностью русских наемников в Италии: именно тогда европейские монархи получили больше информации о далекой стране на Востоке. Большие успехи были достигнуты во время правления Ярослава Мудрого. Ее дочь Анна вышла замуж за короля Франции Генриха I, а при дворе Киева были дети Эдмунда Айронсайда, английского короля, воевавшего против скандинавов.

Расширению русских контактов в Европе способствовало принятие христианства. Однако у Владимира Святославича, решившего крестить Русь по византийскому образцу, было несколько религиозных альтернатив.

Два центра

Все вышеперечисленные основные этапы развития государства на Руси закономерно привели в первой половине IX века к формированию на карте современной России двух центров — двух древнерусских государств:

  • на севере — Союз новгородских племен;
  • на юге — союз с центром Киева.

К середине IX века князья Киевской унии — Аскольд и Дир добились освобождения своих племен от «дани» Хазарского каганата. События в Новгороде развивались иначе: в 862 году из-за конфликтов жители города пригласили нормандского князя Рюрика на княжение и владение землями. Он принял предложение и поселился на славянских землях. После его смерти правилом стал его близкий друг Олег. Именно он вел поход в Киев в 882 году. Поэтому он объединил два центра в одно государство — Русь или Киевскую Русь. Эта дата считается образованием древнерусского государства. В 907 и 911 годах Олег совершил успешные походы на Константинополь (Константинополь). В результате этих походов «он установил свой щит у ворот Константинополя» и заключил выгодные торговые соглашения с греками. При Олеге древляне, северяне и радимичи вошли в состав древнерусского государства.

После смерти Олега Игорь (912-945), сын Рюрика, принял титул «великого князя». Во время его правления в 944 году договор с Византией был подтвержден, но на менее выгодных условиях. При Игоре в 945 году произошло восстание древлян. Собрав дань во время полюдья и отправив основную часть в Киев, Игорь с небольшим отрядом вернулся в древлянский город Искоростень, чтобы снова взять дань. Древляне решили убить Игоря вместе с командой.

Золотой век Киева

Белокаменная столица Киев

Киевская область доминировала в составе Киевской Руси в течение следующих двух столетий. Великий князь Киевский контролировал земли вокруг города, а его родственники правили в других городах и платили ему дань. Пик государственной власти пришелся на времена князя Владимира (Владимир Великий, ок. 980-1015) и князя Ярослава (Мудрого, ок. 1019-1054). Оба правителя продолжили неуклонную экспансию Киевской Руси, начатую при Олеге.

Крещение Руси — поворотный пункт в истории государства

Сразу после победы над своим противником, претендентом на великокняжеский стол Ярополком Святославичем, Владимир предпринял попытку укрепить языческую веру. Некоторые исследователи также называют первые годы правления этого князя «языческой реакцией», поскольку существует гипотеза о благожелательном отношении Ярополка к христианам и их проповедям на территории Руси. Владимир попытался создать единый пантеон языческих богов во главе с Перуном и построил языческий храм в Киеве. Однако эти действия не привели к желаемым результатам: на это повлияло то, что у каждого племени Киевской Руси были свои главные боги, а духовенство не соглашалось с принудительными мерами центра.

Волшебник.
Волшебник.

И Владимир решил позаимствовать веру извне. Согласно летописной традиции, лишь частично отражающей реальные события, крещению Руси предшествовало «испытание веры». Взвесив все за и против, киевский князь сделал выбор в пользу византийской версии христианства. Этому способствовали тесные связи между Россией и Римской империей и политические интересы главы государства и его команды. В результате в 988 году (по общепринятой датировке) Владимир и его сподвижники крестились сам, а затем организовали массовое крещение в Киеве. Сборник: Крещение Руси

988 год стал поворотным в истории Киевской Руси. Потоки греческих миссионеров и духовенства устремились на север, культурная жизнь стала стремительно меняться под влиянием Византии.

Демографическая статистика

Экономическое развитие Киевской Руси можно перевести в демографическую статистику. В Киеве было 50 000 человек, в Новгороде и Чернигове — около 30 000 человек. Для сравнения: в англо-нормандской Англии, где урбанизация была такой же развитой, как Европа к северу от Средиземного моря, в Лондоне проживало около 12 000 жителей, а во втором по величине городе Англии, Винчестере, — около 5 000 человек. Советский ученый Михаил Тихомиров подсчитал, что накануне монгольского нашествия в Киевской Руси было около 300 городских центров.

Роль древнерусского государства в Европе

Киев Россия

Киевская Русь также играла важную генеалогическую роль в европейской политике. Ярослав Мудрый, мачеха которого принадлежала к крупнейшей династии, правившей Византией, женился на единственной законной дочери царя, которая христианизировала Швецию. Его дочери стали королевами Венгрии, Франции и Норвегии, его сыновья женились на дочерях польского короля и византийского императора (не говоря уже о племяннице папы), а его племянницы стали германской императрицей и (согласно одной теории) королевой Шотландцы. Внук женился на единственной дочери последнего англосаксонского короля. Фактически, никакая другая современная королевская семья не была так связана со всеми, как Рюриковичи. Благодаря этим супружеским связям Киевская Русь прославилась на всю Европу.

Ранняя история Руси

Внутренние войны в России

Люди Руси, вероятно, жили на территории современной Северо-Западной Руси с 8 века. Согласно первичной летописи, первой летописи Киевской Руси, варяг (викинг) по имени Рюрик впервые поселился в Новгороде, расположенном на территории современной России (он был избран полноправным правителем несколькими славянскими и финно-угорскими племенами) около 860 г раньше, чем двинуться на юг и распространить свою власть на Киев. Летопись называет его прародителем династии Рюриковичей. Вопрос о том, в каком году образовалось древнерусское государство, должен отпасть сам по себе после познания этих фактов.

Эти варяги сначала поселились в Ладоге, затем двинулись на юг, в Новгород, и в конце концов добрались до Киева. Киевская Русь была основана киевским князем Олегом (Хельгу в хазарских летописях) около 880 года. В течение следующих 35 лет Олег и его воины покорили различные славянские и восточно-финские племена. В 907 году Олег возглавил нападение на Константинополь, а в 911 году подписал торговый договор с Византийской империей как равноправным партнером. Новое государство Киев процветало, потому что у него были обильные запасы меха, пчелиного воска и меда на экспорт, а также потому, что он контролировал три основных торговых маршрута Восточной Европы: торговый путь по Волге от Балтийского моря на восток, торговый путь через Днепр («путь от варягов к грекам») от Балтики до Черного моря и торговый путь от хазар к немцам.

Монголо-татарское нашествие

Со времен Святослава I, князя Киевского (945–972), правители Киева переняли славянскую религию и имена, но их команда по-прежнему состояла в основном из скандинавов. Военные достижения Святослава поразительны: он нанес смертельные удары двум своим сильнейшим соседям: Хазарии и Болгарской империи, распавшейся вскоре после его набегов.

Киевская Русь, хотя и была малонаселенной по сравнению с Западной Европой, была не только крупнейшим современным европейским государством по площади, но и одним из наиболее культурно развитых. Согласно документам, его жители обменялись любовными письмами и подготовили открытки для школ. В то время, когда Париж был полон канализации и мусора, в Новгороде была канализационная система и деревянное покрытие для тротуаров. Когда большинство европейских правовых кодексов считали пытки предпочтительным методом раскрытия правды и часто злоупотребляли смертной казнью, Русская правда ограничивала наказание штрафами и не включала смертную казнь вообще. Женщинам были предоставлены неотъемлемые права, такие как права собственности и наследования.

Предпосылки возникновения государства

Для образования древнерусского государства были как внутриполитические, так и внешнеполитические предпосылки.

Интерьеры включают:

  1. Экономические предположения.
    • В результате развития сельского хозяйства произошло разделение труда на производственный и военно-административный (князь и его дружина). Большую часть будущего государства старой России занимали расчищенные места под пашню среди леса, которые требовали огромных усилий для обработки. Племенные общины стали превращаться в земледельческие. Все это привело к разному уровню экономического развития племенных союзов.
    • Развитие ремесла и его отделение от сельского хозяйства.
    • Коммерческое развитие. В результате совершенствования орудий труда и появления новых методов производства члены сообществ стали заниматься производством и продажей полезных для хозяйства вещей.
  2. Духовные предпосылки. Несмотря на неоднородность и постоянные конфликты племенных союзов, все они были объединены общей языческой религией, имели схожие обычаи, традиции и «менталитет».

Предпосылки внешней политики также делятся на внутренние и внешние.

Внешней предпосылкой была необходимость защиты торговых путей («путь от варягов до греков») от хазар и норманнов. Внешние враги стремились контролировать российские торговые пути, что ускорило формирование группы командования, которая занялась торговлей.

Предпосылками внутренней внешней политики были:

  1. Формирование крупных племенных объединений на Севере (Новгород) и Юге (Киев) и заключение межплеменных союзов.
  2. Становление института наследования княжеской власти.

Предпосылки образования древнерусского государства

внутренняя политика:

  • экономические (развитие сельского хозяйства, сельского хозяйства, ремесел, торговли)
  • духовный (общая религия и традиция)

внешняя политика:

  • внутренние (появление крупных племенных объединений)
  • внешний (необходимость защиты от внешних врагов)

Существует несколько версий возникновения государства у восточных славян.

Теории образования древнерусского государства

В XVIII веке в России немецкие ученые А. Л. Шлёцер, Г. Ф. Миллер и И. Байер выдвинули теорию, согласно которой немцы (которыми были Рюрик и его окружение) сыграли ключевую роль в формировании древнерусского государства. Позже эта теория стала известна как нормандская.

Многие российские лидеры того времени отрицательно отреагировали на норманнскую теорию и в ответ предложили свою — антинормандскую (славянскую). М.В. Ломоносов. Он утверждал, что государство не может быть принесено извне, что славяне сами создали свое государство, которое сформировалось в основном в результате зрелости внутренних предпосылок. Более того, антинорманы считали варягов «родственниками» славян.

Сегодня общепризнано, что в формировании древнерусского государства важную роль сыграли как внутренние, так и внешние предпосылки (центристская теория Л. А. Кацвы и А. Л. Юрганова).

Этапы становления государства у восточных славян

I. Формирование федераций племен на Юге с центром в Киеве и на Севере (Новгород).

II. Молодая языческая Русь (882-988).

III. Киевская Русь под властью единого князя (конец IX — первая треть XII века). Расцвет христианской культуры.

Правление князя Владимира

Князь Владимир Красно Солнышко

Владимир пришел к власти в Киеве после смерти своего отца Святослава I в 972 году и после победы над сводным братом Ярополком в 980 году. Самым заметным достижением Владимира была христианизация Киевской Руси, процесс, который начался в 988 году. Руси говорит, что, когда Владимир решил принять новую веру вместо традиционной славянской религии (язычества), он послал некоторых из своих самых ценных советников и воинов в качестве эмиссаров в разные части Европы. Посетив католиков, евреев и мусульман, они наконец прибыли в Константинополь. Там они были так впечатлены красотой Собора Святой Софии и проводившимся там литургическим богослужением, что сразу же приняли решение о вере, которой они хотели бы следовать. По прибытии домой они убедили Владимира, что вера греков — лучший выбор для всех, после чего Владимир совершил поездку в Константинополь и устроил свадьбу между ним и княгиней Анной, сестрой византийского императора Василия II.

Крещение Руси. Последствия. Значение

В 987 году византийский император Василий II, против которого восстали некоторые крупные феодалы, обратился к Владимиру с просьбой о военной помощи для подавления восставших. Киевский князь согласился, но попросил жениться на сестре императора Анне. Это была чрезвычайно высокая цена, потому что по существовавшим тогда правилам византийские принцессы могли выходить замуж только за своих сверстников или хотя бы представителей семьи германских императоров.

Однако обстоятельства оказались сильнее традиции: реальная угроза Константинополю вынудила Василия II пойти на уступки, при этом он сам потребовал крещения Владимира и, выполнив условия русско-византийского соглашения, начал обращать жители Киева и других древнерусских городов приняли христианство.

Следовательно, христианство как официальная государственная религия было введено на Руси в 988 году, после крещения Владимира в Корсуне (Херсонесе). Этим актом Россия окончательно определила свое место в Европе. Возрос международный престиж государства и началось его политическое сближение с европейскими государствами, прежде всего с Византией.

Византийское наследие в России было выраженной зависимостью церковных институтов от светской власти. Митрополиты, а затем и патриархи должны были обеспечить, чтобы подчиненное им духовенство последовательно обосновывало необходимость абсолютизма княжеской — царской — имперской власти, заставляя массы принять идею полного подчинения монарху. Византийские богословы убедили прихожан, что земная империя — это своего рода прообраз империи небесной, а верховный правитель — исполнитель и проводник божественной воли. Он поддерживает баланс земных сил и спокойствие жизни своих подчиненных.

В самой России принятие христианства привело к бурному развитию письменности, литературы, искусства, архитектуры. С утверждением идеи равенства всех перед Богом и неизбежности Страшного суда стали происходить изменения в мировоззрении людей. По сравнению с языческим периодом произошла определенная гуманизация общественных отношений. Монастыри и храмы стали важным центром образования, литературы и искусства. Уже во время правления Ярослава Мудрого (1019-1054) на Руси существовало около 70 крупных монастырей, крупнейшим из которых был Киево-Печерский. Новая религия, стирая племенные и этнические различия, оказала существенное влияние на формирование древнерусской народности, способствовала укреплению государственного единства России.

В то же время распространение христианства часто сталкивалось с непониманием и агрессией местного населения, продолжавшего поклоняться древним языческим богам (захоронения по языческим традициям проводились на севере России до XVI века). Христианизация Руси длилась несколько веков как своеобразное двоеверие, заселив окраины гораздо позже, чем в Киеве и Новгороде.

Первые киевские князья: становление и укрепление Руси

Согласно новостным источникам, Олег, регент с маленьким сыном Рюрика Игорем, следует считать первым князем Киева. Он не принадлежал к правящей династии, но оставил яркий след в истории Древней Руси: только полулегендарный рассказ о щите у ворот Константинополя дорогого стоит Сборник: Первые князья Киева

Судя по всему, Игорь до самой смерти Олега играл роль «второго номера» в политической жизни Киевской Руси. Он сел за княжеский стол уже будучи мудрым мужем — в 35 лет. В целом политический вектор его правления мало изменился: продолжалось перманентное противостояние с Византией, приведшее к двум неудачным походам на Константинополь. Остро стоял вопрос об автономии племен, входивших в состав государства. В 945 году при сборе дани с древлян киевский князь был убит и началось восстание, которое его жене Ольге удалось подавить.

Казнь князя Игоря древлянами.
Казнь князя Игоря древлянами.

Именно Ольга стала первым человеком в семье Рюриковичей, крестившимся по византийскому образцу. В 957 году вдова Игоря побывала в Константинополе и вернулась оттуда «Елена» — так ее назвали во время своего храма. Он пытался привлечь на свою сторону своего сына Святослава, но оказался ярым приверженцем язычества и большую часть своего правления, начавшегося в 960 году, провел в борьбе с православной империей. Причины, однако, кроются не в религиозных вопросах: шла борьба за бассейн Дуная. В результате многолетней борьбы Святослав был убит печенежскими наемниками.

Что мы узнали?

Сегодня вкратце были рассмотрены следующие проблемы истории (6 класс): к какому веку относится формирование древнерусского государства (9 век), какие события стали предпосылками возникновения государства на Руси и кто были первыми русскими. Князья (Рюрик, Олег, Игорь). Эти тезисы можно использовать как вкладыши для подготовки к экзаменам по истории.

Принятие христианства

Почему именно христианство? В истории прошлых лет Нестор пишет несколько легенд, связанных с крещением Владимира и всея Руси.

Первый касается религиозного выбора князя. Князь стал приглашать к себе послов, в том числе евреев, мусульман, католиков и православных. По рассказам прошлых лет, Владимир спросил евреев, где их родина. На это они ответили, что Бог, наказав их людей, рассеял их по всему миру. Князь заявил, что не хочет служить Богу, отнимающему отечество.

Владимир также обращался к католикам, но отрицательно отнесся к тому, что западная вера требует безоговорочного послушания главы церкви.

Мусульманская религия казалась Владимиру более привлекательной, поскольку ислам допускал многоженство и обещал людям рай. Однако, когда Владимир узнал, что мусульманам запрещено пить вино, князь заявил: «Россия с удовольствием ест».

Больше всего на Владимира произвели впечатление византийские монахи-философы, которые показали картину Страшного суда, повествуя тем самым о судьбах грешников и праведников. Икона буквально поразила князя, на которого произвело приятное впечатление.

Но Владимир не спешил с решением. Вместо этого принц отправил послов в несколько стран, чтобы подтвердить свои взгляды на другие религии. В летописи говорится о приятно изумленных послах, присутствовавших на службе в Святой Софии в Константинополе.

Вторая легенда повествует о чудесном исцелении Владимира от слепоты во время похода в Византию, на Корсунь. Владимир захватил город и ослеп. Тогда христианин из его команды предложил ему исцеление иконой Корсунской Божией Матери.

В 988 году Владимир и его свита крестились в Корсуне. Впоследствии византийский император согласился жениться на своей сестре Анне. Вместе с Анной в Киев приехало большое количество священников, писцов, зодчих, мастеров фресок, мозаики и иконописи. Русь стала придерживаться великой православной культуры Византии.

Киев с радостью принял известие о крещении. Причины:

  1. В Киеве издавна проживало много христиан. Византийский патриарх Фотий писал, что в 865 году ученики Кирилла и Мефодия крестили славян в Приднепровье (Кирилл был учеником Фотия). В 855 году Кирилл создал славянскую письменность и вместе со своим учеником явился славянам. Кирилл перевел часть Библии на славянский язык. В 9 веке Болгария приняла православие. Болгарские писцы перевели греческие книги, в том числе жития святых, на славянский язык.
  2. В 955 и 957 годах Ольга приняла христианство и начала заниматься распространением христианства в России.

Новгород же был крещен «огнем и мечом». Северо-Восточная Русь была основана в христианской вере только в XI-XII веках.

Смысл принятия христианства

  1. Укреплялись международные позиции России, которую окружали монотеистические страны. Они перестали считать Русь языческой, варварской. Это открыло возможности для установления дипломатических отношений со странами Европы (заключение династических браков)
  2. Киевские князья получили отличную идеологию объединения разнородных племен в древнерусскую народность — русских, потому что в церкви перед Богом все едины: князь, раб, стерва, еврей и вятич).
  3. Русские приобрели христианскую мораль, противоположную варварским обычаям (кровная месть и кровная месть).
  4. Россия приобщилась к великой православной культуре Византии, начав украшать соборы.

Международные связи Древней Руси

С момента основания древнерусское государство вело активную внешнюю политику, сочетающую военные похищения соседних территорий и дипломатические этапы. Основными целями международных отношений Древней Руси были стремление к укреплению международного авторитета, защита границ государства и занятие достойного места в европейской и азиатской торговле.

Первые киевские князья объединили почти все восточнославянские земли, создав одно из крупнейших государств Европы в раннем средневековье. Сложной проблемой для Древней Руси была борьба с кочевыми племенами Востока и их государственными образованиями. Наибольшую опасность для древнерусских земель представляли печенеги, половцы, Волжская Булгария и Хазарский каганат.

С 915 г князь Игорь выступал против набегов пеценегов, которые затем оказались на границах Руси. Во время своего правления он начал масштабное строительство системы укреплений, известной как «змеиные валы», уже завершенное Владимиром Великим.

Особая роль в борьбе с кочевниками принадлежит князю Святославу, который, взяв Саркел и Итиль, нанес сокрушительное поражение Хазарскому каганату (965 г.), но погиб в битве с пеценегами (972 г.). Это был союз преимущественно тюркоязычных племен, которые с 9 века бродили по южнорусским степям и регулярно совершали набеги на земли древней Руси.

Внешняя политика Древней Руси была направлена ​​на тесное взаимодействие с соседними государствами и, в первую очередь, с Византией. Договоры неоднократно заключались с Византией. После успешных походов на Константинополь (Константинополь) князь Олег первым завершил их — в 907 и 911 годах. Он подчеркнул свою победу, прибив свой щит к воротам Константинополя.

Русско-византийский договор 911 г состоял из 15 статей и предусматривал уплату значительного вклада Византии (48 тысяч гривен золотом), установление беспошлинной торговли, предоставление льгот русским купцам и т.д. Это соглашение позволяло вывозить собранные на русских землях дани и продавать их на рынках Константинополя. Эти договоры значительно укрепили позиции молодого государства на международной арене, но некоторые современные исследователи считают, что по крайней мере одна из двух кампаний была легендарной.

Преемник Олега Игорь также совершил несколько походов на Византию (941 и 943 гг.), Которые были значительно менее успешными, чем его предшественник. Русский флот понес значительные потери из-за применения противником «греческого огня». По новым договорам Киев потерял контроль над частью побережья Черного моря и устьем Днепра, сбор пошлин русских купцов был восстановлен и князь должен был предоставить жену для участия в походах византийского императора.

Княгиня Ольга придавала большое значение византийскому проводнику внешней политики, лично посетившему Константинополь, где она приняла христианство в 957 году. Соглашения киевских князей с Византией преследовали цель установления мира между государствами и, при необходимости, союза, установить взаимовыгодные деловые отношения.

Достижения князя Святослава 1960-х на востоке Константинополя серьезно встревожили, поэтому империя прибегла к дипломатической игре. В 968 году по приглашению византийского императора Никифора Фоки киевский князь во главе шестидесяти тысячной армии отправился в поход на Болгарию. Одним мощным ударом Святослав разбил болгарское войско у Доростола и захватил 80 городов на Дунае.

Второй поход киевского князя на Балканы начался в 969 году, Святослав довольно быстро захватил Переяславец, который увидел свою будущую столицу, Большой Переяслав, Доростол, Филиппополь, продвигаясь вглубь Византийской империи. Однако новому византийскому императору удалось собрать большое войско и сначала остановить Святослава под Адрианополем, а затем подписать мирный договор под Доростолом (971 г.). Они предусматривали, что киевский князь взял на себя обязательство не воевать с Византией и отказаться от претензий на территорию Болгарии и Крыма.

Первые контакты России с государствами Европы относятся к периоду правления Ольги, которая, в частности, поддерживала отношения с императором Священной Римской империи Оттоном I (958 г.). Была достигнута предварительная договоренность о приезде епископа-миссионера Адальберта в Киев, который, скорее всего, не состоялся в связи с приходом к власти язычника Святослава.

Во второй половине X века у киевских князей начались конфликты с Царством Польским из-за определения принадлежности определенного количества городов Червонной Руси (Перемышль, Червень и др.).

Древняя Русь поддерживала отношения с народами Скандинавии (варягами), в Западной Европе, более известными как норманны или викинги, а также с Закавказьем, Арабским халифатом (поход Олега в 912 году), Волжской Булгарией. Были походы в Закавказье (Игорь в 944 г., Святослав в 966 г.).

Маршрут «из варяг в греки» и Волжский торговый путь из города Ладога через Волгу в Каспийское море, Среднюю Азию, Персию и Закавказье имели основополагающее значение для развития международной торговли в России. Основными статьями экспорта были:

  • мех, меховые изделия, шкуры домашних животных, дубленые шкуры;
  • мед, воск, смола, сало, пшеница, обработанный лен, конопля;
  • деревянные предметы быта, резная кость.

Среди импортных товаров наибольшую долю заняли:

  • предметы из золота и серебра;
  • оружие, шелковые и бархатные ткани;
  • жемчуг, бусы, марокко;
  • специи, соль.

Благодаря наличию этих торговых путей Россия быстро интегрировалась в единую коммуникационную систему, которая связала молодые государства Северной и Восточной Европы со странами Ближнего и Среднего Востока.

Ключевые даты

  • 860 г. — поход киевских князей Аскольда и Дира на Константинополь.
  • 862 г. — призыв варяжского царя Рюрика в Новгород.
  • 882 г. — поход князя Олега из Новгорода на Киев. Объединение под властью Олега северных и южных земель. Начало политической истории Древней Руси.
  • 907 г. — поход Олега на Византию. Первый международный договор России.
  • 978 / 980-1015 — собор Владимира Великого в Киеве. Его реформы привели к быстрому росту внутреннего единства России и международного авторитета.
  • 988 г. — Крещение Руси.
Оцените статью
Блог об истории Руси
Adblock
detector