Деятели радикального направления при Николае 2: консервативное движение в 19 веке

Традиционализм

Традиционализм достиг своей высшей точки во время правления императора Александра 3. Это было в значительной степени реакцией на предыдущие годы правления, когда чрезмерный либерализм привел к росту революционного движения в России. Особенно сильно он был в 1870-х годах.

Представители традиционного общественного движения отличались строгой приверженностью идеалам власти, политическим консерватизмом, сохранением нынешних духовно-нравственных ценностей общества. Основная задача традиционных партий и институтов заключалась в создании в России социальной базы, защищающей страну от любых политических потрясений, а также от любых попыток изменить социальную структуру общества. Другими словами, речь идет о поддержании стабильности любой ценой, даже если это препятствует логическому и необходимому развитию определенных отраслей и сфер.

В российском общественно-политическом движении конца XIX века можно выделить 3 основных течения традиционализма:

  1. Государственный консерватизм. Самым ярким представителем этого направления стал обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев. Основные задачи государственного консерватизма были изложены в Московском сборнике, опубликованном в 1896 году. В этом трактате критиковалась главным образом демократия, отмечалось: власть народа может принадлежать только небольшому обществу, власть народа в России — фикция, Печать бесплатно не может существовать, так как так или иначе это будет зависеть от частного капитала, процветание России возможно только при усилении власти императора и укреплении православной веры.
  2. Религиозно-философский традиционализм. Представители этого общественного движения были убеждены, что современные цивилизации обречены и что единственный способ создать лучший мир — это создать новую славяно-византийскую цивилизацию, основанную на принципах православия и консерватизме пролетариата. Самый большой представитель этого направления: Константин Леонтьев, опубликовавший в 1875 году трактат «Византизм и славянизм».
  3. Новое славянофильство. Представителями этого направления были в основном философы и литераторы. Они говорили о полном отказе от западной цивилизации как в форме социализма, так и в форме капитализма. Кроме того, новые славянофилы говорили о том, что Россия имеет уникальную историю и культуру, а также уникальные религиозные и моральные ценности, которые хороши для всех и которые создадут новый, лучший мир или, как представители новых славянофилов они сказали «Царство Божие на земле».

Константин Победоносцев, представитель традиционного общественного движения

Несмотря на то, что идеи традиционализма достаточно хорошо приняты обществом, эти общественные организации не имели успеха, поскольку были гораздо менее организованы, чем, например, либеральные организации. Представители традиционализма несколько раз пытались создать политические организации, но каждый раз заканчивались неудачей.

Священная дружина

В марте 1881 года была создана секретная традиционная монархическая организация под названием Святая гвардия. Деятельность этой организации пока мало изучена историей. Считается, что ее руководителями были граф Шувалов, министр императорского двора Воронцов-Дашков, генерал-губернатор Москвы князь Долгоруков, Витте, министр внутренних дел граф Игнатьев, обер-прокурор Священного синода Победоносцев. По некоторым данным, членами организации были Владимир и Алексей Александровичи, великие князья из династии Романовых.

«Сакра Дружина» — классический пример того, как ограниченное мышление традиционного движения не позволяет передать эти идеи широким массам. Одна из причин, по которой традиционные организации не смогли проявить себя, заключается в том, что, согласно манифесту «Священного ополчения», организация должна была решить следующие задачи:

  • Создание крестового похода против врагов России и нынешних порядков. Это был ответ на популизм. Для достижения этих целей использовались те же методы, что и народники: террор.
  • Желание натравить революционные организации друг на друга.

граф Воронцов-Дашков

Эти голы показывают, что «Святая Дружина» ничего не стремилась создать, а лишь пыталась помешать другим. Это одна из причин неудач традиционной организации. Важно отметить еще один факт: именно с этой организации началась головокружительная карьера Витте.

Организации рабочих

Рабочее движение 1970-1980-х годов развивалось стихийно и дезорганизованно. Рабочие предъявляют только экономические требования: повышение заработной платы, сокращение рабочего дня и отмена штрафов. В отличие от Западной Европы у русских рабочих не было собственных политических организаций или профсоюзов. Южнорусский рабочий союз (1875) и Северный русский рабочий союз (1878-1880) не сумели возглавить борьбу пролетариата и придать ей политический характер.

Самым крупным событием стала забастовка на Никольской мануфактуре фабриканта Т. С. Морозова в Орехово-Зуево в 1885 г. (забастовка Морозова). Впервые рабочие призвали правительство вмешиваться в их отношения с производителями.

В результате был принят закон 1886 года о порядке приема на работу и увольнения, регулировании штрафов и выплаты заработной платы. Введен институт фабричных инспекторов, которые обязаны контролировать исполнение закона. В то же время закон ужесточил уголовную ответственность рабочих за участие в забастовках. Отныне правительство не могло не заниматься так называемым рабочим вопросом, который постепенно приобрел такую ​​же актуальность, как аграрно-крестьянский вопрос.

Общественное движение: либералы и консерваторы кратко в таблице (8 класс)

Важнейшие реформы в России XIX века связаны с именем Александра II. Ослабление государственного контроля над внутриполитической жизнью страны привело к развитию нового политического движения: либерализма.

Либеральные организации конца 19 века

Либерализм как общественно-политическое движение в России конца XIX века развивался по двум основным направлениям:

  • Интеллектуальный
  • Земский

Изначально наибольшую мощь имели земские либеральные движения, пик их могущества приходился на период с 1878 по 1882 годы. В этот период было создано общество «Земский союз и самоуправление», а также было отправлено 50 петиций в императора, в котором предлагалось создать дополнительный народный контрольный орган при земствах. После убийства Александра II земский либерализм почти полностью исчез.

на смену ему пришел интеллектуальный либерализм. Его представителями были выдающиеся историки, правоведы, экономисты, философы своего времени. Основным направлением деятельности этого движения было создание независимой и демократической судебной системы, а также реальная работа органов городского и земского самоуправления.

Интеллектуальный либерализм работал в основном вокруг Вольного экономического общества и Российского общества юристов. Организации пытались донести свою идею до масс, в частности, путем публикации различных газет и журналов, в том числе «Вестник Европы», «Русская мысль» и «Русские ведомости». В конце 19 века либеральные организации создали кружок Беседа, в который входили 50 видных дворян Российской Империи, в том числе 9 князей, 8 графов и 2 барона.

Либеральные народники

Эта тенденция, разделяющая идеи революционных народников об особом и некапиталистическом пути развития России, отличалась от них отказом от насильственных методов борьбы. Либеральные популисты не играли заметной роли в общественном движении 1970-х годов. В 1980-х и 1990-х годах их влияние возросло. Это произошло из-за потери авторитета революционных народников в радикальных кругах из-за разочарования в методах террористической борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, призывали к отмене пережитков крепостного права, ликвидации помещичьего землевладения и предотвращению «язв» капитализма в России. Они призвали к реформам, которые постепенно улучшат жизнь людей. Основным направлением своей деятельности они выбрали культурно-просветительскую работу среди населения (теория «малого бизнеса»), для чего использовали прессу (журнал «Русское богатство»), земства и различные общественные организации. Идеологами либеральных народников были Н. К. Михайловский, Н. Ф. Даниельсон, В. П. Воронцов.

Радикалы в 80-90-е гг. XIX в. В этот период в радикальном движении произошли радикальные изменения. Революционные народники утратили роль главной антиправительственной силы. Они подверглись мощным репрессиям, от которых они не могли оправиться. Многие активные участники движения 1970-х годов были разочарованы революционным потенциалом крестьянства. В связи с этим радикальное движение раскололось на два противоположных и даже враждебных лагеря. Первые остались верны идее крестьянского социализма, вторые видели в пролетариате главную силу общественного прогресса.

Радикалы

Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов, они боролись за насильственные методы преобразования России и радикальную реорганизацию общества (революционный путь).

Во второй половине XIX века радикалы не имели широкой социальной базы, хотя объективно выражали интересы рабочих (крестьян и рабочих). Их движение посещали люди из разных слоев общества (разночинцы), посвятившие себя служению народу.

Радикализм был во многом спровоцирован реакционной политикой правительства и условиями российской действительности: произволом полиции, несвободой слова, собраний и организаций. Следовательно, в самой России могут существовать только тайные организации. Радикальные теоретики обычно были вынуждены эмигрировать и работать за границей. Это способствовало укреплению связей между русским и западноевропейским революционными движениями.

В радикальном направлении второй половины XIX века доминирующее положение занимало течение, идейной основой которого была теория особого и некапиталистического развития России и «общинного социализма».

В истории радикального движения второй половины XIX века можно выделить три фазы: 1960-е годы — формирование революционно-демократической идеологии и создание тайных кружков разночин; 1970-е годы — формирование народнической доктрины, особой сферы агитационно-террористической деятельности революционных народнических организаций; 80-90 гг. — активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы; в середине 1990-х гг. — ослабление популярности популизма и кратковременный период повсеместного увлечения марксистскими идеями демократически настроенной интеллигенции.

Таблица «Общественное движение в пореформенный период»

Представители

Консерваторы: Шувалов, Катков.
Либералы: Кавелин, Чичерин, Стасюлевич, Щаховской, Аксаков, Унковский, Михайловский.
Революционный лагерь: Чернышевский, Герцен, Ткачев, Лавров, Бакунин, Огарев.

Взгляды на будущее государственное устройство

Консерваторы: безграничное самодержавие.
Либералы: конституционная монархия и введение народного представительства.
Революционный лагерь: государство, основанное на принципах народного представительства и социализма (республика, народное правительство, анархия).

Представления о необходимых для страны реформах

Консерваторы: отказ от либеральных реформ с целью предотвращения нарушения прав и привилегий дворянства путем усиления централизации государственной власти.
Либералы: постепенная реформа государственного управления, совершенствование местного самоуправления, повышение уровня жизни людей, создание основ гражданского общества.
Революционный лагерь: принятие конституции, отмена классов и равенство прав населения, отмена частной собственности, крестьянская реформа с передачей земли крестьянам, введение прав и гражданских свобод.

Методы достижения целей

Консерваторы: необходимость защитить правителя от влияния либералов.
Либералы: земство, подача обращений и петиций, митинги, политика «мелких дел».
Революционный лагерь: революция, народное восстание, террор, пропаганда.

Народничество

Народничество как элемент общественно-политической мысли в России конца XIX века разделилось на 3 направления:

  • Революционный популизм.
  • Либеральный популизм.
  • Революционный популизм.

представители народничества конца 19 века

Первоначально наибольшей властью пользовались организации революционного народничества. Однако после убийства Александра II эти организации начали распадаться или значительно утратили свою силу. На смену им пришел либеральный популизм. Внутри них шла борьба так называемых «западников» и «почвенников». Однако, несмотря на эту борьбу, народники объединились с главным политическим противником — либералами. Разница между либеральным и революционным популизмом заключается в желании отказаться от террора. На протяжении всей истории либеральный популизм известен как «теория малого действия». Они делали свою повседневную работу, чтобы донести свои идеи до простых людей, то есть крестьян.

«Земля и воля» (1861—1864)

Помещики считали своим программным документом статью Н. П. Огарева «Что нужно народу?», Опубликованную в июне 1861 года в «Колоколе». Он предостерег народ от преждевременных и неподготовленных действий, призвал к объединению всех революционных сил. Основными требованиями были передача земли крестьянам, развитие местного самоуправления и подготовка к будущим активным действиям по преобразованию страны.

Terra e Libertà была первой крупной революционно-демократической организацией. Он состоял из нескольких сотен представителей разных социальных слоев: чиновников, офицеров, писателей, студентов.

Возглавлял организацию Центральный комитет русского народа. Филиалы компании созданы в Санкт-Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах. В конце 1862 года созданная в Царстве Польском русская военно-революционная организация объединилась с «Землей и свободой.

Группа «Освобождение труда»

К марксизму обратились бывшие активные участники черного передела Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч и В. Н. Игнатов. В этой западноевропейской теории, созданной К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине XIX века, их привлекала идея осуществления социализма через пролетарскую революцию.

В 1883 г в Женеве была создана группа «Освобождение труда». Его программа: полный разрыв с популизмом и популистской идеологией; пропаганда марксизма; борьба с самодержавием; создание рабочей партии. Они считали буржуазно-демократическую революцию важнейшим условием общественного прогресса в России, движущей силой которого будут городская буржуазия и пролетариат. Они рассматривали крестьянство как реакционную силу общества, как политического антипода пролетариату.

Продвигая марксизм в российской революционной среде, они начали резкую критику популистской теории об особом некапиталистическом пути развития России. Группа «Освобождение труда» действовала за границей и не была связана с зарождающимся рабочим движением в России.

В самой России в 1883-1892 годах образовалось несколько марксистских кружков (Д. И. Благоева, Н. Федосеева, М. И. Бруснева и др.). Они видели свою задачу в изучении марксизма и его пропаганды среди рабочих, студентов и мелких служащих. Однако они тоже были отрезаны от рабочего движения.

Идеологическая и теоретическая деятельность группы «Освобождение труда за рубежом» и марксистских кругов в России проложила путь к возникновению российской политической партии рабочего класса.

«Народная воля»

В том же году другая часть помещиков создала организацию «Народная воля» (1879–1881). Его возглавили А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, В. Н. Фигнер и другие. Они были членами Исполнительного комитета, центра и штаб-квартиры организации.

Программа «Народной воли» отразила их разочарование в революционном потенциале крестьянских масс. Они считали, что царское правительство раздавило народ и обратило его в рабское состояние. Поэтому своей главной задачей они считали борьбу с государством. В требования программы «Народной воли» входили: подготовка политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передача земли крестьянам, фабрики — рабочим. (Многие программные положения «Народной воли» были приняты на рубеже XIX и XX веков их последователями — партией эсеров.)

«Воля народа» провела серию террористических акций против представителей царской администрации, но своей главной целью считала убийство царя. Они думали, что это вызовет политический кризис в стране и народное восстание. Однако в ответ на террор правительство усилило репрессии. Большинство членов «Народной воли» были арестованы. Оставшаяся на свободе С.Л. Перовская организовала покушение на царя. 1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен и через несколько часов скончался.

Этот поступок не оправдал ожиданий народников. Это еще раз подтвердило неэффективность методов борьбы с терроризмом, которые привели к усилению реакции и произволу полиции в стране. В целом активность народников во многом замедлила возможность эволюционного преобразования России.

Анархисты

В общественных движениях России конца XIX века можно выделить 2 основные группы анархистов: революционеры и миролюбивые. Вождем революционного анархизма был Петр Алексеевич Кропоткин. Основная идея революционного анархизма состояла в том, чтобы разрушить государство как структуру, а также разрушить любую систему, практикующую эксплуатацию человека. Князь Кропоткин считал, что разрушение государства возможно только через социальную революцию. После этого должны были формироваться федерации трудовых коллективов, а также объединения людей с общей целью и идеей. Эта идеология впоследствии трансформировалась в 4 направления:

  • «Коммунизм» анархизм. Мы поддержали активную фазу народной революции. Представитель — Кропоткин.
  • «Синдикализм» анархизм. Они пытались совместить идею разрушения государства с идеей создания кооперативов и кооперативов. Представитель: Кирилловский.
  • Анархисты — это «индивидуалисты». Они выступали за свободу личности, которая ничем и ничем не ограничена. Представители: Городецкий и Паровой.
  • «Без руководства» анархисты. Считалось, что существование террора было важнейшим фактором формирования государства. Представители: Махно, Романов.

Лев Толстой за работой

Идеологическим вдохновителем мирного анархизма был Лев Николаевич Толстой. Он говорил о том, что власть и государство должны трансформироваться с точки зрения принципов религии раннего христианства, а также принципа русского духобора. Духобор ранее проповедовал принципы равноправия, полного отсутствия насилия, а также отказа от личности для достижения духовного идеала. Идеи выражены в известном произведении «Учение о непротивлении злу через насилие».

Либерально-демократическое движение в первой половине XIX века

Основные идеи (общие идеи напишите одним цветом, несколько — несколькими)

Свобода — главное право человека и гражданина; основные свободы — свобода слова, печати, критика правительства, выбор профессии, места жительства, экономическая деятельность.
Равенство граждан, не подразумевающее равного статуса собственности. Защита прав человека.
В государстве конституция должна ограничивать власть монарха, вводя разделение властей.
Адекватность существования классификации активов по отношению к праву голоса

Свобода и права человека.
Ограничение власти монархов и введение конституций, но лучшая форма правления — республика.
Выборы и ротация высших государственных служащих. Равенство граждан, всеобщее избирательное право (для мужчин

Создание политических кружков и объединений.
Салонная деятельность.
Продвижение мнений в прессе.
Участие в выборах представительных институтов.
Создание секретных организаций

Создание организаций и политических партий.
Банкетные кампании.
Встречи в кафе.
Написание книг и печатная пропаганда. Участие в массовых беспорядках.
Подача петиций в представительные учреждения

«Шестидесятники»

Подъем крестьянского движения в 1861-1862 гг был народным ответом на несправедливость реформы 19 февраля. Это активизировало радикалов, надеявшихся на крестьянский бунт.

В 60-е годы возникли два очага радикального тренда. Один — о редакции «Колокола», издаваемой А.И. Герценом в Лондоне. Он продвигал свою теорию «общинного социализма» и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьянства. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом был Н.Г. Чернышевский, кумир разноплановой молодежи того времени. Он также критиковал власть за сущность реформ, мечтал о социализме, но, в отличие от А.И. Герцена, видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития. В 1862 г. Н. Г. Чернышевский был арестован, приговорен к принудительным работам и ссылке в Сибирь.

Поэтому сам он не мог принимать активного участия в общественной борьбе, но на основе его идей в начале 60-х годов было сформировано несколько тайных организаций. Среди них были Н.А и А.А. Серно-Соловьевичи, Г.Е. Благосветлов, Н. И. Утин и др. «Левые» радикалы поставили перед собой задачу подготовить народную революцию и для этого развернули активную издательскую деятельность. В прокламациях «Поклоны господам крестьян от их сторонников», «Молодому поколению», «Россия молодая», «Что делать армии?» и др. объясняли народу задачи грядущей революции, обосновывали необходимость ликвидации самодержавия, демократического преобразования России и справедливого решения аграрного вопроса.

«Черный передел»

В 1879 г часть помещиков (Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод) образовали организацию «Черный передел» (1879–1881). Они остались верны основным принципам программы «Земля и Солнце», методам агитационно-пропагандистской деятельности.

Первые тайные организации просуществовали недолго

Упадок крестьянского движения, разгром восстания в Царстве Польском (1863 г.), усиление полицейского режима — все это привело к их роспуску или поражению. Некоторые члены организаций были арестованы, другие эмигрировали. Правительству удалось отразить радикальную атаку первой половины 1960-х годов. В общественном мнении произошел резкий поворот против радикалов и их революционных устремлений. Многие общественные деятели, ранее занимавшие демократические или либеральные позиции, перешли в лагерь консерваторов (М.Н. Катков и др.).

Во второй половине 1960-х снова возникли тайные круги. Их участники сохранили идеологическое наследие Н.Г. Чернышевского, но, потеряв веру в возможность народной революции в России, перешли на сугубо конспиративно-террористическую тактику. Они пытались реализовать свои высокие моральные идеалы аморальными средствами. В 1866 г член кружка Н. А. Ишутина Д. В. Каракозов безуспешно покушался на царя Александра II.

В 1869 г учитель С. Г. Нечаев и журналист П. Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, которая приглашала студентов подготовить восстание и использовать любые средства в борьбе с властью. После разгрома клуба С.Г. Нечаев временно покинул границу, но осенью 1869 г вернулся и основал в Москве организацию «Народные репрессии». Он отличался крайним политическим авантюризмом, требующим от участников безоговорочного повиновения. Не согласившись с методами С.Г. Нечаева, студент И.И. Иванов был ложно обвинен в государственной измене и убит. Полиция уничтожила организацию. С.Г. Нечаев сбежал в Швейцарию, экстрадирован как преступник. Правительство использовало дело против него, чтобы дискредитировать революционеров. «Нечеевщина» на какое-то время стала серьезным уроком для следующих поколений революционеров, предостерегая их от неограниченного централизма.

На рубеже 1960-1970-х годов народническая идеология сформировалась во многом на основе идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Он стал очень популярным среди демократически настроенных интеллектуалов последней трети XIX века, считавших своим долгом служить народу. Среди народников сложились две тенденции: революционная и либеральная.

«Земля и воля» (1876—1879)

В 1876 году выжившие участники «прогулки в народ» сформировали новую секретную организацию, которая в 1878 году получила название «Земля и свобода». Его программа включала осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение «светского самоуправления» в деревне и в городах. Организацией руководили Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н.Фигнер и другие.

Произошел второй «визит в народ» — с целью длительной агитации среди крестьян. Помещики также занимались агитацией рабочих и солдат, участвовали в организации нескольких забастовок. В 1876 году при участии «Земли и свободы» в Петербурге на площади перед Казанским собором прошла первая политическая демонстрация в России. Г. В. Плеханов обратился к собравшимся с призывом к борьбе за землю и свободу крестьян и рабочих. Полиция остановила демонстрацию, и многие участники были ранены. Арестованные были приговорены к принудительным работам или ссылке. Г. В. Плеханову удалось скрыться от полиции.

В 1878 г. В. И. Засулич совершил покушение на мэра Санкт-Петербурга Ф. Ф. Трепова и ранил его. Однако настроение компании и обстоятельства дела были таковы, что присяжные ее оправдали, и Ф.Ф. Трепов был вынужден уйти в отставку.

Некоторые народники снова вернулись к мысли о необходимости террористической борьбы. К этому их подталкивали как правительственные репрессии, так и жажда активной деятельности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу между «Землей и свободой».

Оцените статью
Блог об истории Руси
Adblock
detector