Рассказ Мономаха о своей жизни
Князь говорит, что начал самостоятельную жизнь в тринадцатилетнем возрасте, когда отец отправил его в Ростов через землю вятичей. Это была первая кампания, и всего она насчитывает восемьдесят три основных кампании. По крайней мере сто раз Мономах ездил из Чернигова в Киев к своему отцу, девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями — как с отцом, так и без отца, а во время войн он убил в боях около двухсот половецких воинов. К тому же принц — страстный охотник. Рассказывает, как в Чернигове «своими руками ловил диких лошадей», охотился на кабана, медведя, лося и самостоятельно совершал экскурсию. В то же время Мономах не перекладывал всю ответственность за ведение охотничьего хозяйства только на слуг: «То, что приходилось делать моей юности, делал он один — на войне и охоте, днем и ночью, в жару и в холод, не позволяя сам отдыхать».
В конце рассказа принц выражает надежду, что его дети не осудят его, потому что меньше всего он думал, что хвастается им своей храбростью и доблестью, но он хотел только прославить Бога и прославить Его милосердие за защитив его от всех бед. Князь призывает детей не бояться смерти, потому что только тогда человек умрет, когда будет Божье разрешение.
Письмо Мономаха к Олегу Святославичу
Выслушав совет старшего сына, которого крестил двоюродный брат Олег Святославич, князь написал ему письмо в надежде на примирение. Страдая от смерти сына, погибшего в битве с Олегом, князь увещевает своего брата и сожалеет, что не сразу покаялся, когда перед ним убили сына Мономаха, как раскаялся царь Давид, сказав: «Мой грех всегда впереди меня. » Князь советует Олегу прислать к нему невестку, вдову убитого, потому что именно так поступали их отцы и деды, когда хотели примирения. Поскольку мертвых уже нельзя вернуть к жизни и суд исходит от Бога, а не от того, кто убил, то нужно обратиться к Богу, чтобы просветить и направить шаги грешного человека. Завершая послание, Мономах говорит своему брату, что ищет блага для всех своих братьев и земли Русской, и умоляет его не пытаться получить насилием то, что можно получить в знак искренней заботы и родства.
Структура «Поучения»
«Обучение детей» дошло до нас как часть Лаврентьевских хроник четырнадцатого века. В нем он помещен под 1096 годом.
При составлении очерка Мономах использовал самые разные источники: от Библии и Псалтири до «Жития святого Василия Великого» — византийского сочинения VIII или IX веков.
Первая часть «Учения ..» — это призыв к детям: «Не соревнуйтесь с нечестивыми, не завидуйте беззаконникам, потому что нечестивые будут истреблены, послушные Господу будут владеть землей».
Г.А. Ершов. Изображение Любечского съезда Владимира Мономаха на памятнике 900-летию съезда князей в Любече. 1997 г
Кроме того, Мономах цитирует различные моральные изречения, которые он перефразировал из жизни самого Василия Великого.
Заключительная часть эссе самая самостоятельная. Здесь князь дает ряд практических заповедей и нравственных правил, которых он в основном придерживался на протяжении всей своей жизни. Это своеобразный моральный союз на началах Древней Руси
Основная идея текста — вести праведный образ жизни, не враждовать, сохранять единство перед лицом общего врага. Князь должен следить за всем сам, потому что он хозяин земли русской.