Опричнина Ивана Грозного: в чем состоял смысл похода на Новгород

Предыстория событий

В 1569 году Иван IV получает информацию о том, что новгородская знать участвовала в заговоре князя В. Старицкого и планировала перейти под протекторат польского короля Сигизмунда II Августа. Об этом свидетельствует информация из жалобы Волынского Петра, ранее по каким-то причинам наказанного в Новгороде. Именно он обвинил представителей знатных семей этого города в измене. Петр утверждал, что под руководством архиепископа Пимена планировали отдать престол князю В. Старицкому и передать Новгород и Псков под власть польского короля.

Осенью 1569 года стража уехала в Новгород, по пути совершая грабежи и убийства. Тверь, Клин, Торжок и другие города пострадали от действий царской армии. Есть документальные свидетельства того, что 1505 человек были убиты: это были литовцы, заключенные в тюрьму с татарами, а также встретившиеся на дороге новгородцы и псковичи. Серьезный поступок совершил Милюта Скуратов. В декабре того же года он лично задушил митрополита Филиппа. Священник не давал стражникам благословения на новгородский поход.

Численность царской армии достигала 15 тысяч человек, в том числе лучников — 1,5 тысячи солдат. Авангард гвардии подошел к стенам Новгорода 01.02.1570. Этими отрядами руководил В. Зюзин. Вокруг города были построены заставы. Казначейство было опечатано, а монахи и жители города арестованы. 06.01.1570 Иван Грозный прибыл в город. 01.08.1570 г навстречу новгородцам вышли опричники на Большом мосту через Волхов. Царь объявил о предательстве Пимена, арестовал архиепископа и заключил его в тюрьму.

Контекст событий

Митрополит в опале

Репрессии коснулись и некоторых известных личностей. Приспешники царя дошли до митрополита Московского Филиппа II, который к тому времени уже неоднократно осуждал зверства царя.

Изначально он был настоятелем Соловецкого монастыря, проявив себя способным руководителем. Филипп категорически не согласен с жестокой и кровавой политикой царя. После противостояния Ивану Грозному он впал в немилость.

В 1568 году состоялся церковный суд, в ходе которого Филиппу были предъявлены стандартные для того времени обвинения в халатности духовенства. Его подозревали в колдовстве, а также в некоторых злодеяниях, когда он был настоятелем на Соловках. Митрополит был осквернен и сослан в Отрочский Успенский монастырь в Твери.

Убийство Филиппа

Один из руководителей опричнины, Малюта Скуратов, был отправлен в монастырь просить его благословить поход на Новгород. Филипп отказался. Тогда Малюта задушил монаха, а затем обратился к настоятелю, заявив, что в его кельях так жарко, что бывший митрополит умер от безумия.

Филиппа сразу похоронили. Не исключено, что у соседа царя был личный приказ Ивана Грозного убить священника. Основным источником версии убийства опального митрополита является Житие, датируемое концом XVI века, а также несколько более поздних летописей.

Наказание

Новгородский погром

Поход Ивана Грозного на Новгород начался осенью 1560 года. По пути гвардия действовала беспощадно. В частности, они организовали грабежи и погромы в Клине, Твери и Торжке. Такая же участь постигла ряд городов, встретившихся на своем пути.

По сохранившимся документам удалось подтвердить убийство 1505 человек. В основном это были заключенные татары и литовцы, находившиеся в тюрьмах. Они также убили новгородцев и псковичей, которые были выселены из своих домов и теперь застигнуты врасплох охраной по пути в Москву.

Версии о количестве убитых

Иван Грозный

Точное количество убитых в Новгороде до сих пор неизвестно. Кобрин говорит о 10-15 тысячах человек. Руслан Григорьевич Скрынников, также изучавший эпоху Ивана Грозного, — около 4-5 тысяч. При этом в городе на тот момент проживало около 30 тысяч человек.

Число жертв до сих пор вызывает споры среди ученых. Конечно, цифры, приводимые современниками, могут быть преувеличены, есть данные, превышающие численность населения самого города. В то же время террор распространился на окружающие земли, поэтому общее число погибших может быть намного выше.

Погром в Пскове

Правление Ивана Грозного

Из Новгорода Иван Грозный отправился в Псков. Здесь он собственноручно убил настоятеля Псковско-Гроттского монастыря Корнилия. Об этом сообщает Третья Псковская летопись и князь Андрей Курбский.

Корнилий отправился к царю возглавить местное духовенство и отслужил молебен в Троицком соборе. Впоследствии он лично встретился с Иваном IV, который его убил.

Считается, что причиной стала поддержка опозоренного князя Курбского, с которым монастырь переписывался. Согласно летописям, король пожалел об убийстве практически сразу после совершения преступления. Он отнес тело Корнелиуса на руках в монастырь.

Донос

Помимо того, что он подозревал, что бояре поддерживают Владимира, еще одной причиной похода Ивана Грозного на Новгород было опасение, что пресловутый присягнет на верность польскому королю Сигизмунду II. Правитель соседней страны действительно издалека видел эти земли.

Поводом для этих опасений стала жалоба неизвестного бродяги Петра Волынского. Как позже выяснилось, в Новгороде его за что-то наказали, поэтому он злился на город. Вместе с архиепископом Пименом он обвинил его жителей в планировании взятия на русский престол князя Владимира Старицкого и передачи Новгорода вместе с Псковом польскому монарху.

По словам советского историка Владимира Борисовича Кобрина, специализирующегося на средневековой России, жалоба изначально была нелепой и нелепой, а также содержала много противоречий. Дело как минимум в том, что новгородцам предъявлено обвинение одновременно в двух противоречащих друг другу преступлениях. С одной стороны, они хотели, чтобы ими управляла Польша, а с другой — посадить на русский престол нового царя.

Это не смущало Ивана IV, который давно видел угрозу в сильных, свободолюбивых боярах.

Пытки

Позже в городе начались пытки, которые продолжались до середины февраля. Многие местные жители, в том числе женщины и даже дети, были казнены с применением различных изощренных методов. Источники летописи утверждают, что царь приказал залить новгородцев зажигательной смесью, а после того, как они были живы и уже сожжены, их бросили в Волхов. Некоторых затащили за санки, прежде чем они утонули.

Монахи и священники подвергались различным издевательствам. Их избили дубинками, а затем бросили в реку. Современники утверждают, что Волхов был полон трупов. Легенды о нем передавались из уст в уста вплоть до 19 века.

Некоторых забивали до смерти палками, заставляли отдать все, что у них было, и жарили в горячей муке. Новгородский летописец сообщает, что за несколько дней число убитых достигло полутора тысяч. Удачными считались дни, когда были избиты 500-600 человек.

Расчеты Скрынникова и Кобрина

Скрынников в своем исследовании приводит список имен новгородцев, погибших во время погрома. Содержит имена 2170-2180 человек. В то же время историк указывает, что отчеты не могут быть исчерпывающими, поскольку некоторые охранники действовали без прямого приказа Малюты Скуратова, поэтому окончательная цифра находится в районе 4-5 тысяч.

Кобрин настаивает, что эти данные сильно занижены. Отметим, что точка зрения Скрынникова основана на предположении, что Скуратов был главным, если не единственным заказчиком убийств. В то же время отряд Малюты может быть лишь одним из многих, устроивших террор в Новгороде. Поэтому в своей версии он говорит о 10-15 тысячах жертв — до половины всего населения Новгорода, подчеркивая, что погибли не только жители города.

В одной из летописей упоминается братская могила, обнаруженная в сентябре 1570 года, в которой явились жертвы царя. Оказалось, что их было около 10 тысяч человек. Кобрин дает понять, что эта могила не могла быть единственной.

Результатом похода Ивана Грозного на Новгород стало уничтожение большей части населения города. Если не сразу, то из-за последовавшего голода и чумы. В сознании людей прочно укоренилась идея самого жестокого и безжалостного царя, готового на все, чтобы остаться у власти.

К чему привела опричнина Ивана Грозного

Поскольку реальных исторических документов той эпохи практически не осталось, а есть только мнения отдельных историков, результаты опричнины не могут быть однозначно оценены. В разное время исследователи времен Ивана Грозного делали следующие выводы:

  • Царская Россия. Опричнина — явление, оказавшее негативное влияние на политику, экономику и социальное развитие страны. С другой стороны, историки того времени считали, что в опричнине стоит искать истоки самодержавия и нынешней имперской власти.
  • Период СССР. Советские ученые всегда с энтузиазмом описывали кровавые события царского режима. Поэтому опричнина была представлена ​​как необходимый элемент, формировавший движение масс против гнета бояр.
  • Современный период. В наше время историки говорят об опричнине как о катастрофическом событии, в результате которого погибли тысячи невинных людей, пишет сайт istoriarusi.ru.

В школьных учебниках истории главный результат опричнины — усиление самодержавной власти. «Но о каком усилении власти может идти речь, если после смерти царя Ивана наступает трудный момент? Все это привело не только к каким-то беспорядкам или другим политическим событиям. Все это повлекло за собой смену правящей династии », — пишет istoriarusi.ru. Однако между смертью Ивана Горозного и Смутным временем был довольно серьезный период: два десятилетия, в течение которых страной правили еще двое монархи.

Историк Игорь Фроянов пришел к выводу, что опричнина имела положительное значение, поскольку православная вера была «защищена и очищена от ересей и, как следствие, укрепилась церковь. Иными словами, Россия была спасена, и не только в тот момент, но и» также на несколько веков вперед », — цитирует Ивана Иванникова в статье« Опричнина: причины, содержание, последствия».

Новгородские казни

Точных данных о количестве жертв опричного террора в Новгороде нет. Их посчитали только вначале, когда русский царь на суде в «Рюриковом слободе» приказал уничтожить 211 помещиков со 137 членами семьи, а также 45 писарей и служащих. Затем правитель идет в монастыри и занимается отъемом имущества. В то же время армия опричнины напала на Новгородский посад, убив много людей.

Расстрелы продолжались до 13 февраля 1570 года. Жертвами резни стали простые граждане. Они не щадили женщин и детей. Из большего страха людей облили горючей смесью и подожгли, над многими издевались перед смертью, священников забивали дубинками до смерти. Разграблено имущество новгородских домов и церквей. Убийства и грабежи происходили по всей Подмосковью Новгорода.

В результате разграбления продовольствия неурожай вызвал голод в городе, в результате чего многие люди пострадали. Затем разразилась чума.

Неурожай и чума

Были разграблены новгородские церкви и частные дома. Продовольствие и имущество были уничтожены. Отряды гвардейцев были отправлены на 200-300 километров по городу, где они продолжали творить зверства.

Однако это еще не самое худшее. В 1659-1570 годах в Новгороде был неурожай. Полное истребление запасов в городе привело к ужасному голоду, от которого погибло даже больше людей, чем от рук стражи. Факты говорят, что каннибализм распространился даже на Новгород. Эпидемия чумы, начавшаяся в России еще до похода Ивана Грозного на Новгород и Псков, стала вершиной проблем.

Под стенами Новгорода

Армия опричнины

Уже в начале января 1570 г войско опричнины находилось у стен Новгорода. По подсчетам историков, в нем проживало около 15 тысяч человек. Из них около полутора тысяч лучников.

Город был оцеплен, казна опечатана. К 6 января в город прибыл сам Иван IV. Через два дня на Большом мосту через реку Волхов состоялась встреча новгородского духовенства с опричнинским войском. Иван Грозный лично обвинил новгородского архиепископа Пимена в измене. Того арестовали и посадили в тюрьму. С ним плохо обращались, осквернили, а затем сослали в монастырь под Тулой, где он вскоре умер. Князь Андрей Курбский утверждал, что Пимен был казнен по приказу царя.

Стоит отметить, что до того, как Пимен считался верным сторонником монарха, например, он помогал ему осуждать Филиппа. Однако это не помешало Ивану Грозному публично унизить священника. Царь назвал его дураком, приказал раздеть его и привязать к коню, которого объявил своей женой. В таком виде Пимен возили по городу.

Позже выяснилось, что один из помещиков по имени Афанасий Вяземский пытался предупредить архиепископа. В наказание его избили плетью на площади, а затем отправили в Городецкий Посад, где он вскоре скончался.

 

Оцените статью
Блог об истории Руси
Adblock
detector