Реформа патриарха Никона: раскол Русской православной церкви в 1654 году

Предпосылки реформы

По заверениям многих историков, изучающих XVII век, в России в то время сложилась уникальная ситуация, когда религиозные обряды в стране сильно отличались от мировых, в том числе и греческих обрядов, откуда христианство пришло в Россию. Кроме того, часто говорят, что религиозные тексты, а также иконы были искажены. Таким образом, в качестве основных причин церковного раскола в России можно выделить следующие явления:

  • Книги, которые веками переписывались вручную, имели опечатки и искажения.
  • Отличие от мировых религиозных обрядов. В частности, в России до 17 века всех крестили двумя перстами, а в других странах — тремя.
  • Проведение обрядов в церкви. Обряды проводились по принципу «многоголосия», выражавшегося в том, что одновременно службу вели священник, писарь, певцы и прихожане. В результате образовалась полифония, в которой было сложно что-то различить.

Русский царь одним из первых указал на эти проблемы, предлагая предпринять шаги по наведению порядка в религии.

Патриарх Никон

реформа патриарха Никона

Царь Алексей Романов, желавший реформировать русскую церковь, решил назначить Никона патриархом страны. Именно этому человеку было поручено провести реформу в России. Выбор был, мягко говоря, довольно странным, поскольку новый патриарх не имел опыта проведения подобных мероприятий и даже не пользовался уважением среди других священников.

Патриарх Никон был известен во всем мире как Никита Минов. Он родился и вырос в простой крестьянской семье. С ранних лет уделял большое внимание своему религиозному образованию, мы изучаем молитвы, рассказы и ритуалы. В 19 лет Никита стал священником в родном селе. В возрасте тридцати лет будущий патриарх переехал в Новоспасский монастырь в Москве. Здесь он познакомился с молодым русским царем Алексеем Романовым. Взгляды двух людей были довольно схожими, что и определило дальнейшую судьбу Никиты Минова.

Патриарх Никон, как отмечают многие историки, отличался не столько своими познаниями, сколько жестокостью и властностью. Он был буквально в восторге от идеи получения неограниченной власти, которой был, например, патриарх Филарет. Пытаясь продемонстрировать свое значение для государства и русского царя, Никон проявляет себя всеми возможными способами, даже не только в религиозной сфере. Например, в 1650 году он активно участвовал в подавлении восстания, являясь главным инициатором жестоких расправ над всеми восставшими.

Власть, жестокость, грамотность — все это соединилось в патриархате. Именно эти качества были необходимы для реформирования русской церкви.

Реализация реформы

Реформа патриарха Никона началась в 1653–1655 годах. Эта реформа привела к радикальному изменению религии, что выразилось в следующем:

  • Крещение тремя перстами вместо двух.
  • Поклоны следует делать на талии, а не на земле, как раньше.
  • Внесены изменения в религиозные книги и иконы.
  • введено понятие «Православие».
  • Изменено имя Бога, согласно мировому написанию. Теперь вместо «Иисус» было написано «Иисус».
  • Замена христианского креста. Патриарх Никон предложил заменить его четырехконечным крестом.
  • Измените ритуалы религиозных служб. Теперь шествие происходило не по часовой стрелке, как раньше, а против часовой стрелки.

Все это подробно описано в Катехизисе Церкви. Удивительно, но если рассматривать учебники истории России, особенно школьные учебники, реформа Патриарха Никона сводится только к первому и второму пунктам из перечисленного. Редкие учебники говорят о третьем пункте. Остальные даже не упоминаются. Следовательно, создается впечатление, что русский патриарх не вел никакой деятельности в качестве кардиналов-реформаторов, но это было не так… Реформы были кардинальными. Они удалили все, что было раньше. Неслучайно эти реформы еще называют церковным расколом Русской церкви. Само слово «раскол» указывает на радикальное изменение.

Рассмотрим подробнее отдельные положения реформы. Это позволит вам правильно понять суть явлений тех дней.

Писания предопределили церковный раскол в России

Патриарх Никон, поддерживая его реформу, сказал, что церковные тексты в России содержат много опечаток, которые необходимо устранить. Было сказано, что для понимания первоначального значения религии необходимо обратиться к греческим источникам. На самом деле, это было не совсем так…

В X веке, когда Россия приняла христианство, в Греции было 2 статута:

  • Учиться. Главная визитная карточка христианской церкви. Долгие годы он считался главным в Греческой церкви, поэтому именно статутное учение пришло в Россию. Русская Церковь на протяжении 7 веков руководствуется этим уставом во всех религиозных вопросах.
  • Иерусалим. Единство всех религий и общность их интересов более современна, прямолинейна. Газета, начиная с XII века, стала основной в Греции, а также стала основной в других христианских странах.

раскол церкви

Показателен процесс переписывания русских текстов. Планировалось взять греческие источники и на их основе согласовать религиозные писания. Для этого в 1653 году Арсений Суханов был отправлен в Грецию. Экспедиция длилась почти два года. Он прибыл в Москву 22 февраля 1655 года. Он привез с собой 7 рукописей. Фактически это было нарушением церковного совета 1653-55 гг. Большинство священников тогда высказались за поддержку реформы Никона только на том основании, что переписывание текстов должно происходить исключительно на основе греческих рукописных источников.

Арсений Суханов привел всего семь источников, что сделало невозможным переписывание текстов на основе первоисточников. Следующий шаг патриарха Никона был настолько циничным, что привел к массовым беспорядкам. Патриарх Московский заявил, что при отсутствии рукописных источников переписывание русских текстов будет осуществляться по современным греческим и римским книгам. В то время все эти книги печатались в Париже (католическое государство).

Древняя религия

Долгое время реформы Патриарха Никона оправдывались тем, что он просвещал Православную Церковь. Как правило, за такими формулировками ничего не стоит, так как подавляющему большинству людей сложно понять, в чем принципиальная разница между православными и просвещенными верованиями. Какая на самом деле разница? Для начала разберемся с терминологией и определим значение термина «православный».

Православный (православный) происходит от греческого языка и означает: orthos — правильный, doha — мнение. Получается, что православный человек в прямом смысле этого слова — это человек с правильным мнением.

переписывание древних текстов

Здесь правильное мнение не означает современный смысл (когда так называют людей, которые все делают во благо государства). Так называли людей, которые веками несли древнюю науку и древние знания. Еврейская школа — яркий тому пример. Всем прекрасно известно, что сегодня есть евреи и есть ортодоксальные евреи. Они верят в одно и то же, у них общая религия, общие мнения, убеждения. Разница в том, что ортодоксальные евреи передали свою истинную веру в ее древнем истинном значении. И все это признают.

С этой точки зрения гораздо проще оценить действия Никоновского Патриарха. Его попытки разрушить Православную Церковь, что он планировал сделать и что он успешно сделал, заключаются в разрушении древней религии. И в принципе было сделано:

  • Переписаны все древние религиозные тексты. Со старыми книгами обряд не проводили, как правило, их уничтожали. Этот процесс пережил сам патриарх на долгие годы. Например, показательны сибирские легенды, согласно которым при Петре 1 было сожжено огромное количество православной литературы. После сгорания с костров было снято более 650 кг медных креплений!
  • Иконы были переписаны согласно новым религиозным требованиям и согласно реформе.
  • Принципы религии были изменены, иногда даже без необходимого обоснования. Например, идея Nikon о том, что процессия должна идти против часовой стрелки, против движения солнца, абсолютно непонятна. Это вызвало большое недовольство, поскольку люди стали рассматривать новую религию как религию тьмы.
  • Подмена понятий. Впервые появился термин «Православие». До 17 века этот термин не использовался, но использовались такие понятия, как «верный», «истинная вера», «непорочная вера», «христианская вера», «вера Божья». Разные термины, но только не «Православие».

Поэтому можно сказать, что православная религия максимально приближена к древним постулатам. Вот почему любая попытка радикально изменить эти взгляды вызывает массовое негодование, а также то, что сейчас принято называть ересью. Это была ересь, которую многие называли реформами патриарха Никона в 17 веке. Вот почему в церкви произошел раскол, поскольку «православные» священники и монахи называли происходящее ересью и видели, насколько фундаментальным было различие между старой и новой религией.

Патриарх Никон: влияние на царя

Реформа церкви

Церковный раскол на Руси неотделим от имени Патриарха Никона. В мире он известен как Никита Минин. Годы его жизни — 1605–1681. Он стал священником по воле родителей и достиг в этом деле больших высот. В 1643 году он получил важное церковное положение, став игуменом в Кожеозерском монастыре, расположенном в Архангельской губернии.

В 1646 году Никон прибыл в Москву по монастырским делам и был представлен тогда еще молодому царю Алексею Михайловичу. Последнему тогда было 17 лет. Настоятель настолько полюбил молодого правителя, что решил оставить его при дворе и назначил его архимандритом в Московском Новоспасском монастыре. Впоследствии, благодаря царскому устройству, Никон стал новгородским митрополитом.

В 1651 году царь потребовал возвращения Никона в столицу и с тех пор стал влиять на Алексея Михайловича с еще большей силой. Пользуясь полным доверием правителя, священнослужитель принимал активное участие в решении государственных дел.

Вершиной карьеры Никона стало его восшествие на патриархальный престол. Произошло это после смерти патриарха Иосифа в 1652 году. С этого момента началась подготовка к долгожданной реформе церкви.

Жесткие методы и низложение Никона

Доказательство Nikon

В процессе церковного раскола значительная часть православных отделилась от Православной Церкви и стала выступать против реформ, проводимых Патриархом Никоном. Во многом это произошло из-за суровых методов работы Nikon.

В 1660 году по велению Алексея Михайловича патриарх был низложен. Впоследствии он был низложен и сослан в Ферапонтов монастырь в Белозерске.

Что подтолкнуло к реформе царя?

Эти проблемы особенно проявились в период правления Алексея Михайловича, когда духовенство возглавлял патриарх Никон. По решению государя именно патриарх должен был провести ряд реформ, направленных на серьезные изменения в жизни церкви. Удивительно, но сам Никон не пользовался авторитетом священников и не имел необходимого опыта.

Когда мы говорим о церковной реформе, мы редко думаем, что этих преобразований требовало не только духовенство. В первую очередь Алексей Михайлович преследовал политические цели.

Портрет Патриарха Никона с духовенством
Портрет Патриарха Никона с духовенством

Профессор Н.Ф. Каптерев в своей книге «Природа отношения России к православному Востоку» отмечает:

«Влияние Византии в православном мире основывалось именно на том, что она была культурным центром всех православных народов Востока. Москва в этом смысле не представляла собой ничего подобного древней Византии… Естественно, поэтому первенство и главенство Москвы в православном мире могло быть только чисто внешним и весьма условным”.

Не исключено, что царь увидел в реформах возможность изменить эту ситуацию в России, которая в силу старых обрядов была отделена от остального христианского мира.

Сам Н. Капретев указывает еще на одну причину, по которой необходимо было провести преобразования в деятельности церквей. В то время Малороссия вошла в состав России, находившейся под юрисдикцией Константинопольской церкви. Каптерев пишет:

«В Москве православие малороссах, как и православие греков того времени, вызывало сильные сомнения, потому что обрядовая практика южнорусской церкви сходилась с греческой церковью того времени и отличалась от московской”.

Царь Алексей Михайлович Романов
Царь Алексей Михайлович Романов

Перемены в архитектуре

«Церковные» реформы середины 17 века были напрямую связаны с культовым строительством. Требование следовать византийским канонам требовало строительства церквей «на пяти высотах, а не с шатром».

Шатровые постройки (с пирамидальной вершиной) известны на Руси еще до принятия христианства. Этот тип построек считается исконно русским. Поэтому Никон своими реформами позаботился о такой «ерунде», ведь это был настоящий «языческий» след в народе. Под угрозой смертной казни искусные мастера, архитекторы, как только не смогли сохранить форму шатра на храмовых постройках и мирских. Хотя необходимо было построить купола с луковичными куполами, общая форма сооружения была сделана пирамидальной. Но реформаторов не всегда удавалось обмануть. В основном это были северные и отдаленные районы страны.

С тех пор храмы возводили куполами, теперь форма шатровых построек благодаря усилиям Nikon полностью забыта. Но наши далекие предки прекрасно понимали законы физики и влияние формы предметов на пространство, и не зря построили его с палаткой.

Даже в деревянных церквях роль трапезной меняется, превращаясь из светской среды в чисто религиозную. Со временем он теряет самостоятельность и становится частью церковного помещения.

Основное предназначение трапезной отражено в самом ее названии: здесь проводились общественные трапезы, застолья, «братия», приуроченные к определенным торжественным мероприятиям. Это отголосок традиций наших предков. В трапезной был зал ожидания для приезжающих из окрестных деревень. Таким образом, с точки зрения функциональности трапезная несла в себе самую суть мира. Патриарх Никон создал представление о храме по трапезной. Это преобразование было предназначено в основном для той части аристократии, которая еще помнила древние традиции и корни, предназначение трапезной и праздники, которые в ней отмечались.

Но не только трапезная была передана церкви, но и колокольни с колоколами, которые не имеют ничего общего с христианскими церквями.

Христианское духовенство призывало верующих ударами по металлической пластине или деревянной доске — ритм, существовавший в России по крайней мере до XIX века. Колокола для монастырей были слишком дорогими и использовались только в богатых монастырях. Сергий Радонежский, когда созвал братьев на молебен, бил точно в такт.

Сейчас самостоятельные деревянные колокольни сохранились только на севере России, да и то в очень небольшом количестве. В его центральных районах они давно заменены каменными.

«Однако нигде в допетровской Руси колокольни не строились не в связи с церквями, как это было на Западе, а постоянно возводились как отдельные здания, лишь иногда примыкающие к одной стороне храма. Общий план, началось в России только в 17 веке! », — пишет А. В. Ополовников, русский ученый, реставратор памятников русского деревянного зодчества.

Оказывается, колокольни монастырей и церквей получили широкое распространение благодаря Никону только в 17 веке!

Первоначально колокольни были деревянными и использовались в градостроительных целях. Они были построены в центральной части поселения и служили средством информирования населения о том или ином событии. У каждого события был свой перезвон, благодаря которому жители могли определить, что произошло в городе. Например, пожар или публичное собрание. А к праздникам колокольчики сверкали множеством радостных и веселых мотивов. Колокольни всегда строились из дерева с шатровой крышей, что придавало звону определенные акустические характеристики.

Церковь приватизировала свои шпили, колокола и колокола. И с ними наше прошлое. И Nikon сыграл в этом большую роль.

Катастрофические изменения

Возможно, сегодня эти изменения многим покажутся незначительными, но вдумайтесь: реформа церкви не только потребовала новых принципов проведения обрядов, но и в корне изменила светский образ жизни. Значительная часть церковных обрядов соблюдалась на протяжении веков, когда люди видели единство со своими предками.

Теперь старые обычаи были возмущены и отвергнуты Никоном, который решил, что он должен жить и служить Богу по-новому. Многие верующие восприняли реформу как посягательство на чистоту русского православия, а внедренные ритуалы были отвергнуты значительным числом людей. Раскол произошел как в церковной среде, так и в обществе.

Несмотря на сопротивление народа, патриарх не сдавался. Напротив, все иконы и книги, не соответствующие греческим канонам, были уничтожены. В обществе возник раскол, образовав две противоборствующие стороны: старообрядцев и «никонианцев», таких как протоиерей Аввакум, ставший главным противником Никона, призвал сторонников реформ.

С.Д. Милорадович
С.Д. Милорадович «Путешествие Аввакума по Сибири»

Причины проведения реформы

Бегство раскольников

Прежде чем рассматривать церковный раскол XVII века, необходимо изучить причины реформы. О необходимости реформирования церковной жизни заговорили в 1640 году.

Затем в столице была создана группа под названием «Кружок ревнителей благочестия». Члены кружка были представителями духовенства. Они утверждали, что церковные тексты и правила поклонения едины.

Но при этом не было единства в вопросе выбора чемпиона, в соответствии с которым нужно было вносить изменения. Одни предлагали в качестве эталона древнерусские церковные книги, другие — греческие.

В конце концов победу одержали те, кто утверждал, что церковные обряды и книги соответствуют канонам Византии. Для такого выбора есть несколько причин.

Алексей Михайлович Тишайший

Алексей Михайлович и Никон

Церковный раскол 17 века произошел в период правления Алексея Михайловича, который правил с 1645 по 1676 год. Он был очень активным правителем, тщательно вникая во все вопросы государственной жизни России.

Он позиционировал себя как истинно верующий, православный человек, и все церковные дела находились под его контролем. Несмотря на прозвище царя Алексея Михайловича Тихий, он правил в смутное и неспокойное время, омраченное многими войнами и другими бедствиями.

Лидер старообрядцев

Церковный раскол в России неотделим от имени протоиерея Аввакума Петрова, возглавлявшего старообрядческое движение. За несогласие с церковными реформами он был сослан в Сибирь, где провел долгие одиннадцать лет.

Несмотря на многие невзгоды и невзгоды, Аввакум не был сломлен и не отказался от древней веры. По решению одного из церковных советов он был заключен в земляную темницу, а затем сожжен заживо.

Отлучение старообрядцев от церкви

Но после удаления Никона из патриархата церковные реформы не прекратились. В 1666 году церковный совет утвердил новые ритуалы и опубликовал новые книги.

Их обвинили в защите православной церкви в России. Решением того же собора приверженцы древней веры были отлучены от церкви и приравнены к еретикам.

Обоснование выбора греческих канонов

Среди них следующие:

  1. Российское государство пыталось укрепить свои международные позиции среди стран, принявших Православие. Теория «Москва — Третий Рим», выдвинутая в XV веке псковским старшим Филотео, была популярна в правительственных кругах. После раскола Церкви в 1054 году Константинополь стал духовным центром Православия. По словам Филотео, после падения Византийской империи столица России захватила власть, став оплотом православной веры. Поэтому вполне логично было сделать акцент на греческих канонах в культе.
  2. После решения Переяславской рады в 1654 году часть Речи Посполитой, где проживало православное население, перешла к Российскому государству. Там была совершена литургия по греческим канонам. Следовательно, унификация обрядов могла способствовать процессу объединения Руси с Малороссией.
  3. С Смутного периода прошло не так много лет, и в стране наблюдаются эпизодические вспышки народных волнений. В связи с этим правительство рассматривало институт монотонных правил церковной жизни как важный инструмент стабилизации внутриполитической ситуации и сохранения национального единства.

Чтобы понять, как возник раскол Русской Православной Церкви, следует рассмотреть основных участников процесса реализации приведшей к нему реформы церкви. Среди них особо выделяются царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, которые были инициаторами церковной реформы 17 века.

Что искал Никон в народе?

Но на самом деле келейник Троице-Сергиевой лавры Арсений Суханов специально за «справочными» источниками отправляется из Никона на Восток, а вместо этих источников он в основном носит рукописи, «не относящиеся к исправлению богослужебных книг». (книги для домашнего чтения, например, слова и беседы Иоанна Златоуста, беседы Макария Египетского, аскетические слова Василия Великого, сочинения Иоанна Лествичника, патерикоса и др.). Среди этих 498 рукописей было также около 50 рукописей не церковной письменности, например, сочинения эллинских философов — Трои, Афилистрата, Фокли «О морских животных», философа Ставрона «о землетрясениях и т.д.).

Не означает ли это, что Арсений Суханов был послан Nikon за «источниками», чтобы они отвели взгляд? Суханов путешествовал с октября 1653 г по 22 февраля 1655 г., то есть почти полтора года, и привез только семь рукописей для подготовки сугубо церковных книг: серьезная экспедиция с несерьезными результатами.

«Систематическое описание греческих рукописей Московской Синодальной библиотеки» полностью подтверждает сведения только о семи рукописях, привезенных Арсением Сухановым. Наконец, Суханов, конечно, не мог на свой страх и риск получить на свой страх и риск труды языческих философов, рукописи о землетрясениях и морских животных вместо источников, необходимых для исправления богослужебных книг. В результате он получил соответствующие инструкции от Nikon, чтобы сделать это…

И снова узнаем о переписывании книг

Но в итоге все оказалось еще «интереснее»: книги были скопированы по новым греческим книгам, которые печатались в иезуитских парижских венецианских типографиях. Вопрос, зачем Никону понадобились «языческие» книги (хотя правильнее было бы сказать славянские, не языческие ведические книги) и древнерусские книги ненависти, остается открытым.

Но именно с реформы церкви Патриарха Никона начинается великое сожжение книг на Руси, когда целые телеги с книгами бросали в огромные костры, окропляли смолой и поджигали. И даже тех, кто сопротивлялся «книжной ярмарке» и вообще реформе, отправляли! Инквизиция, руководимая Никоном в России, никого не щадила: на костер пошли бояре, крестьяне и церковные сановники.

Что ж, при Петре I Великий Книжный Гар приобрел такую ​​силу, что в настоящее время у русского народа почти не осталось подлинных документов, летописей, рукописей или книг. Петр I продолжил масштабную работу Никона по стиранию памяти русского народа. У старообрядцев есть легенда, что при Петре I было сожжено сразу столько старопечатных книг, что после 40 фунтов (что равняется 655 кг!) Расплавленной меди, застежки были сняты с каминов.

Во время реформ Никона сжигали не только книги, но и людей. Инквизиция прошла не только по просторам Европы, и Россия, к сожалению, пострадала не меньше. Жестоким гонениям и казням подвергался русский народ, совесть которого не могла согласиться с нововведениями и извращениями церкви. Многие предпочли умереть, чем предать веру своих отцов и дедов. Православная, нехристианская вера. Слово православный не имеет никакого отношения к церкви! Православие — это слава Праву. Правило: мир богов, или мировоззрение, которому учили боги (боги называли людей, которые достигли определенных способностей и достигли уровня творения. Другими словами, это были только высокоразвитые люди).

Никон создал Русскую Православную церковь

Русская православная церковь получила свое название после реформ Никона, которые осознали, что исконную веру Руси победить невозможно, необходимо попытаться ассимилировать ее с христианством. Правильное название РПЦ МП во внешнем мире — «Автокефальная Православная Церковь Византийского убеждения».

До XVI века даже в русских христианских летописях вы не встретите термина «Православие» применительно к христианской религии. По отношению к понятию «вера» используются такие эпитеты, как «Бог», «истинный», «христианский», «правильный» и «непорочный». И в иностранных текстах вы никогда не встретите этого названия даже сейчас, потому что Византийская христианская Церковь называется Православной и правильное учение переведено на русский язык (несмотря на то, что все остальные «неправильные”).

Православие — (от греч. Orthos — прямой, правильный и doxa — мнение), «правильная» система мнений, установленная авторитетными властями религиозной общины и обязательная для всех членов этой общины; православие, соответствие учениям, проповедуемым церковью. Православие — это в основном церковь стран Ближнего Востока (например, Греческая православная церковь, православные мусульмане или православный иудаизм). Безоговорочная приверженность какому-либо учению, твердая последовательность во мнениях. Противоположность ортодоксии — неверие и ересь.

Никогда и нигде в других языках вы не встретите термин «Православие» по отношению к греческой (византийской) религиозной форме. Замена терминов образности на внешнюю агрессивную форму была необходима, потому что ИХ образы не работали на нашей Русской земле, и приходилось имитировать уже существующие знакомые образы.

Термин «язычество» означает «другие языки». Этот термин ранее использовался русскими просто для обозначения людей, говорящих на других языках.

Изменение двуперстного крестного знамения на трёхперстное

Почему Nikon решился на такое «важное» изменение ритуала? Даже греческие священники признали, что нигде и в каких-либо источниках не говорится о крещении тремя пальцами!

Что касается того, что раньше у греков было два пальца, историк Н. Каптерев приводит неоспоримые исторические свидетельства в своей книге «Патриарх Никон и его противники в исправлении книг Церкви». За эту книгу и другие материалы по теме реформы даже Никона Каптерева пытались исключить из академии и всячески пытались наложить запрет на печать его материалов. Современные историки утверждают, что Каптерев был прав в том, что у славян всегда были двупалые пальцы. Но, несмотря на это, обряд трехпалого крещения в церкви до сих пор не отменен.

То, что в России было два длинных пальца, видно хотя бы из послания Московского Патриарха Иова грузинскому митрополиту Николаю: «Молящиеся, два пальца крестятся…».

Но крещение двумя пальцами — это древний славянский обряд, который христианская церковь изначально заимствовала у славян, немного видоизменив его.

Вот что об этом пишет Светлана Левашова в своей книге «Откровение:

«… Отправляясь в бой, каждый воин выполнял какой-то ритуал и произносил обычное заклинание:« За ЧЕСТЬ! За СОВЕСТЬ! К ВЕРЕ! «При этом воины совершали магическое движение: касались двумя пальцами левого и правого плеча, а последним — центра лба… И был ритуал движения (или крещения)» позаимствовано «из той же христианской церкви, добавив четвертую нижнюю часть . часть дьявола». Следовательно, у всех христиан есть известный ритуал крещения пальцев, хотя и с измененной последовательностью: согласно христианскому обряду пальцы сначала кладутся на лоб, затем на живот (в области пупка), затем на плечо вправо и, наконец, влево.

Церковь до Никоновской реформы

В целом, если мы проанализируем дониконскую церковь, мы увидим, что большая часть ее в то время была еще ведической. Элементы солярного культа славян были во всем: в одежде, обрядах, пении и живописи. Все храмы строились строго на месте древних ведийских храмов. Внутри храмов стены и потолки были украшены свастическими символами. Судите сами, крестный ход тоже происходил после посола, т.е.по солнцу, а крещение проходило без фонтана с водой, люди крестились двумя пальцами и многое другое. Только Никон внес элементы лунного культа в русскую церковь, а до него их было относительно немного.

Патриарх Никон, осознавая особое отношение русского народа к древним обрядам, искоренить которое не удалось не только среди простого населения, но и среди знати, бояр, решил полностью стереть их из памяти, просто заменив одни обряды другими!

И он преуспел, как никто другой… Со временем, спустя всего несколько столетий после крещения Руси, осталось очень мало людей, которые вспомнили бы и смогли передать истинные знания прошлого своим потомкам. Память о прошлом жила только в обрядах, традициях и праздниках. Настоящие славянские праздники! Но им также было нелегко это учитывать.

Несмотря на крещение России в новую религию, люди отмечали и продолжают отмечать свои древние славянские праздники. Еще! Наверное, всем нравится есть блины на Масленицу и кататься на ледяных горках. Мало кто знает, что раньше этот праздник назывался Комоэдица. И отмечалось это совсем в другое время. Только когда Никон связал праздники славян с лунным культом, в некоторые праздники произошли небольшие изменения. А Масленица (Комоедица) по своей сути настоящий славянский праздник. Этот праздник так любим русскими людьми, что церковники до сих пор борются с ним, но безуспешно. У славян было много праздников, во время которых поклонялись любимым и родным богам.

Подмена понятий и символов

Ученый и академик Николай Левашов на одной из встреч с читателями рассказал, какую подлость совершил патриарх Никон:

Оказывается, все это было необходимо для того, чтобы на славянские праздники наложить христианские праздники, на богов — святых, и, как говорится, «в мешке.

Патриарх Никон нашел очень правильное решение, чтобы уничтожить память о нашем прошлом. Это замена одного на другое!

так превращение русского человека, свободного от природы и видения мира, в настоящего раба, в «Иване, не помнящем родства», подло продолжил Никон».

это очень наглядно и показательно: каждый славянский праздник по христианскому, каждый славянский бог по святому. Никону невозможно простить такую ​​подделку, как и церкви в целом, которые смело можно назвать преступными. Это настоящее преступление против русского народа и его культуры. Таким предателям ставят памятники и продолжают чтить. В 2006 году в городе Саранске был установлен и освящен памятник патриарху Никону, который попрал память русского народа.

Реформа Никона была направлена против народа

«Церковная» реформа Патриарха Никона, как мы уже видим, не коснулась церкви, она явно проводилась против традиций и устоев русского народа, против славянских обрядов, а не церковных.

В целом «реформа» знаменует собой веху, с которой начинается сильное обнищание веры, духовности и нравственности в российском обществе. Все новое в обрядах, архитектуре, иконописи и пении имеет западное происхождение, как отмечают и гражданские исследователи.

Реакция народа на церковный раскол

Реакция на реформу Nikon чрезвычайно показательна, она указывает на то, что изменения были гораздо более глубокими, чем принято говорить. Точно известно, что после начала реализации реформы по стране распространились массовые народные восстания, направленные против изменения структуры церкви. Некоторые люди открыто выразили свое недовольство, другие просто покинули эту страну, не желая оставаться в этой ереси. Люди ушли в леса, в далекие населенные пункты, в другие страны. Их захватывали, возвращали, снова уходили — и так много раз. Показательна реакция государства, фактически организовавшего инквизицию. Они сжигали не только книги, но и людей. Никон, отличавшийся особой жестокостью, лично приветствовал все расправы с повстанцами. Тысячи людей погибли, выступая против реформистских идей Московского Патриархата.

огонь Авакума

Показательна реакция народа и государства на реформу. Можно сказать, что начались массовые беспорядки. Теперь ответьте на простой вопрос, возможны ли такие восстания и репрессалии в случае простых поверхностных изменений? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо перенести события тех дней в сегодняшнюю реальность. Представим себе, что сегодня Московский Патриарх скажет, что теперь нужно креститься, например, четырьмя пальцами, кланяется кивком, а книги надо менять по древним писаниям. Как люди это воспримут? Скорее всего, она нейтральная и с некоторой долей позитивной пропаганды.

Другая ситуация. Предположим, Патриарх Московский сегодня обязывает всех креститься в четыре пальца, использовать луки вместо луков, носить католический крест вместо православного, передать все книги иконы, чтобы их можно было переписать и перерисовать, Имя Бога теперь будет, например, «Иисус», а процессия будет проходить, например, через арку. Такой характер реформы неизбежно приведет к восстанию религиозных. Все меняется, стирается вся светская религиозная история. Именно это и сделала реформа Nikon. Таким образом, в 17 веке произошел церковный раскол, поскольку противоречия между старообрядцами и Никоном были неразрешимыми.

Источники

 

  • https://istoriarusi.ru/car/cerkovnyj-raskol-reforma-nikona.html
  • https://switki.ru/477569a-tserkovnyiy-raskol-data-prichinyi-i-itogi-sobyitiya
  • https://worldofhistory.ru/raskol-russkoy-tserkvi-chto-privelo-k-potere-duhovnogo-edinstva-na-rusi/
  • https://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/cerkovnaya-reforma-patriarha-nikona-i-kreshchenie-rusi-v-novuyu-religiyu

Оцените статью
Блог об истории Руси
Adblock
detector