Секуляризация церковного землевладения при Екатерине 2: дата в истории

Секуляризация: суть и возникновение

Секуляризация — это процесс конфискации церковного имущества в пользу государства. Название происходит от латинского «saecularis», что означает «мирской», «светский».

Термин берет свое начало в 17 веке, но европейские страны начали конфискацию имущества церквей и монастырей гораздо раньше: во время Реформации, во время первых буржуазных революций. В 16 веке процесс преобразования церковной собственности на землю в светскую государственную собственность начался в Нидерландах и Англии. В результате британского переворота в середине 17 века архиепископы и епископства были полностью разрушены, а их имущество перешло к дворянству.

Еще более широкая секуляризация произошла в 18 веке. Во Франции земли духовенства были национализированы после окончания Французской революции. Наполеоновские войны положили начало всеобщей конфискации имущества храма в пользу государства в Западной Европе.

Что касается Российской империи, то власти безуспешно пытались ограничить владение духовенством с 15 века. Но РПЦ стала терять большую часть своих владений из-за реформы, проведенной во время правления Петра I. Она считала, что монастырские земли не используются должным образом и мало пригодны. Император разрушил привилегированные права монастырей и в 1701 году возобновил деятельность монашеского ордена. С этого момента экономика и доходы монастырей перешли под контроль светских властей.

Елизавета Петровна, как и ее преемник Петр III, готовили радикальную реформу церкви, но секуляризация церковных земель при Екатерине II превзошла все предыдущие проекты.

Историческая подоплека секуляризации

Почему государство хотело отобрать землю из рук церкви? Ответ прост: церковь была одним из крупнейших помещиков во всей России. До отмены праздника Святого Георгия крестьяне часто становились монахами, так как условия жизни там были намного лучше, церквям было предоставлено богатое завещание, что увеличивало их богатство, которое не было раздробленным, в отличие от вотчин. Конечно, государству не понравилось то, что в стране была еще одна земельная монополия. Очень важно отметить, что церковь не платила никаких налогов, действительно, десятина платилась в ее пользу.

Накопление богатства, истребление денег противоречит сути всего христианского учения. Церковь нашла выход из этой ситуации следующим диалектическим утверждением, такой компромисс был выработан: монах не имеет личного имущества и не имеет на него права, но ему разрешено пользоваться монастырским имуществом. Устав византийской Номоканонской церкви призывал жителей монастыря тратить минимальные средства на собственное содержание. Византийский кодекс предписывал духовенству выделять средства на строительство церквей, их реконструкцию и украшение, образование (создание приходских школ) и помощь страждущим.

Во время правления Василия III между иосифами и несобственниками начинается спор. Иосифы во главе с Иосифом Волоцким признали возможность владения церковной землей. Несладельцы, главой которых был Нил Сорский, отказались от такого метода обогащения. Эту ситуацию можно рассматривать как попытку церкви секуляризировать свои активы. В случае победы несобственников они откажутся от накопленного богатства и перейдут жить в монастырские скити. Но иосифы победили, и церковная земельная собственность была сохранена.

Нападение на церковные владения началось при Иване Грозном. На Стоглавском соборе 1551 года он постановил, что новые владения будут аннексированы, если король даст свое согласие. В XVII веке, в период правления Алексея Михайловича (1645–1676), сформировалось большинство предпосылок петровского абсолютизма. Уложение Алексея Романова не только узаконило крепостное право, но и наложило запрет на дальнейшее расширение церковных владений. Реформа патриарха Никона, приведшая к его поражению и формированию старообрядческой церкви, помогла светским властям еще больше утвердиться над духовным.

Действующий царь, а затем император Петр I, получил титаническое напряжение сил государства, чтобы сокрушить шведов в Северной войне. Петр добился своей цели. Однако его отношения с церковью значительно осложнились. Многие христиане называли Петра Антихристом за то, что он бросал колокола в пушки. Император ударил по церкви, поставив во главе государственного служащего (обер-прокурора Священного Синода). При Петре окончательно сформировалось верховенство светской власти.

Судьба Манифеста после Екатерины 2

Формально манифест о секуляризации церковных и монастырских земель продлился до 1917 года. Однако в действительности с каждым последующим императором после Екатерины II положение церкви значительно облегчалось. В первую очередь это отражается на количестве монастырей, которые действовали на территории России. Для демонстрации достаточно предоставить только следующие цифры:

  • 1808 г. — в России 447 монастырей и около 5 тысяч монахов.
  • 1815 г. — в России 478 монастырей и около 6,5 тыс. Монахов.
  • 1917 год — в России 1257 монастырей и около 107 тысяч монахов.

здесь очень важно отметить, что количество монастырей было достигнуто не только за счет открытия новых монастырей, но в основном за счет восстановления старых монастырей, которые были закрыты при Екатерине 2. При этом процесс не шел только увеличение количества монастырей, но и постепенное выделение земель под церкви и монастыри. Например, в 1916 году Николай II издал указ, согласно которому церкви было передано 3,6 тысячи десятин пашни.

Секуляризационная реформа Екатерины ІІ

После восшествия на престол 28 июня (9 июля) 1762 г. Екатерина II объявила святотатство «Манифестом о секуляризации церковных земель» умершего мужа Петра III о конфискации имений церквей, монастырей и епархий. Но через несколько месяцев он радикально изменил свое мнение. На основании указов Петра I в 1763 году Екатерина II изменила сферу управления церковным имуществом: полученные средства пошли на содержание епископских домов, на создание школ, домов для инвалидов. Тогда же началась подготовка к масштабной реформе церковного землевладения.

Причины реформы

Реформа секуляризации церковных земель Екатерины II была направлена ​​на:

  • уменьшить площадь обширных белых владений (с которых не платили налоги в казну) земель;
  • более эффективно использовать конфискованную землю;
  • уменьшить количество малонаселенных монастырей;
  • увеличить зависимость церкви от государственного аппарата.

Одним из известных противников реформы был митрополит Сибирский Арсений Мациевич. Будучи глубоко религиозным человеком, активным проповедником, членом Священного Синода, он открыто отстаивал независимость Русской Церкви от государства, угрожая анафемой. По приказу императрицы он был низложен, а затем отправлен в Белозерский Ферапонтов монастырь.

Екатерина II опасалась его влияния на совесть людей, поэтому место заключения Арсения, получившее новое название «Андрей Враль», менялось довольно часто. Умер узник крепости Ревель, с 2000 года почитается как святой мученик. Столкнувшись с противодействием, Екатерина Великая еще больше укрепила свой авторитет. Решение о проведении реформы стало его целью.

Результаты, последствия

Реформа Екатерины II вызвала огромные изменения в материальной сфере Русской Православной Церкви.

Итоги реформы:

  • в казну от бывших церковно-монастырских владений поступило почти 9 миллионов гектаров;
  • в финансовом отношении духовенство стало полностью зависимым от самодержавия;
  • уменьшилось количество великих русских монастырей: из 954 закрыто 418; только 226 остались на государственной поддержке, остальные церкви были объявлены «сверхштатными», пожертвования стали единственным источником их дохода;
  • земли и доходы многих соборов, изолированных общин, из-за которых они неминуемо приходили в упадок;
  • весной 1764 г указ был дополнен приказом о разделении сверхштатных монастырей на три класса для еще большей экономии распределяемых между ними материальных ресурсов.

Изменилась духовная жизнь духовенства:

  • в связи с реформой были изменены монашеские уставы;
  • упал моральный авторитет духовенства;
  • из-за ужасной ситуации некоторые монастыри обезлюдели;
  • со времен Екатерины в Российской империи зародилась свобода вероисповедания, некоторые послабления для старообрядцев.

Значение

Таким образом, 26 февраля (8 марта) 1764 года — важная историческая дата, установившая новые содержательные отношения между ДРК и светской властью, которые оставались практически неизменными до 1917 года. Императрица умело осуществила радикальный переворот церковной системы, значительно увеличила доход казны. В 90-е годы XVIII века он составлял почти 4 миллиона рублей, из которых до церкви дошла лишь одна восьмая.

Екатерина Алексеевна не выступала против православной веры, но считала, что духовенство не должно иметь полной экономической самостоятельности. В противном случае он имел бы полное право влиять на дела государства, диктовать свои условия в вопросах внутренней и даже внешней политики. Несмотря на то, что власти обещали заниматься благотворительностью духовенству, они делали это очень редко. Подорожала квартплата, что стало одной из причин восстания Емельяна Пугачева.

Значение и результаты

Главным результатом церковной секуляризации земель было быстрое обнищание монастырей и быстрое сокращение их числа. Кроме того, церкви и монастыри находились в полной экономической зависимости от государства. Действительно, между церковью и государством сформировались новые отношения. В то же время очень важно отметить, что именно эта точка была апогеем, после которого отношения между церковью и государством улучшились, а положение церкви с каждым последующим императором стало легче.

В вопросах секуляризации Екатерину II очень часто обвиняют в неверии и негативном отношении к религии в целом и к Православной церкви в частности. Это неправда. Во-первых, Екатерина была абсолютно практичным человеком, устранявшим конкурентов. Она видела, что это были за дворцовые удары, и очень боялась их против себя. Поэтому он воспринимал церковь не как религиозный объект, а как важный социальный институт, способный очень сильно влиять на настроение масс. Поэтому он считал, что духовенство не должно иметь экономической самостоятельности, а должно подчиняться государству. Только в этом случае Церковь и государство могли выступить единым фронтом.

Аналогичные процессы в Европе

Секуляризация церковных земель не является российским изобретением, поскольку ранее аналогичные процессы имели место в Европе. Они начались в эпоху буржуазных революций в Англии и Нидерландах. Произошло это в 17 веке и, как и в России, преследовало цель подчинить церковь государству и увеличить доходы бюджета. Однако если в семнадцатом веке эти процессы были в целом хаотичными, то в восемнадцатом веке, во время наполеоновских войн, вся Европа была охвачена процессом секуляризации, и все церковные земли были конфискованы государством.

Манифест

После свержения мужа Екатерина II издала собственный указ о секуляризации церковных земель. Реализованы следующие элементы:

  • Все имущество Синода было передано Сберегательной коллегии.
  • Отныне церковь не имела права управлять имуществом, монастырями и т.д.
  • Все крестьяне бывшего монастыря также покинули училище. Вместо барщины и естественной ренты с них взимали подушный налог.
  • Коллегия определяла размер монастырского содержания. Для этого все церковные учреждения были разделены на классы.

Секуляризация церковных земель 1764 года — кратко

Введение

Понятие «секуляризация»
она имеет
разные значения.
В социологическом контексте это означает
процесс снижения влияния церкви в различных сферах общественной жизни
… В историческом смысле
секуляризация — это изъятие земли и имущества у церкви
с последующим переводом в нерелигиозные организации. Примером такого процесса в истории России являются реформы
1764
лет кратко называют разрушением монастырских владений.

Предпосылки реформы и историческая обстановка

Реформа была инициирована императрицей Екатериной II.
Причиной тому был огромный
количество приусадебных участков
— это церковные товары, освобожденные от всех налогов. Такая ситуация не устраивала правительство, так как значительно сокращала поступления в госказну. По официальным данным, почти
девять
миллионы акров земли и чуть меньше
1
миллионы слуг-мужчин (не считая женщин и детей). Также в
1757
год императрицы
Елизавета Петровна
издано постановление о подготовке реформы. Преемником его произведений стал наследник
Петр III.
Незадолго до своего свержения он подписал указ о прекращении выплаты субсидий тем монастырям, которые не могли себя содержать, и передаче их в собственность Экономического колледжа. Подобные решения воспринимались дворянством как исторический образец, но вызывали волну неприязни со стороны представителей духовенства.

Результаты секуляризации

Растущее недовольство духовенства ожесточило многих верующих против правительства. Недостаточно средств выделяется на монастыри низшего сословия и женские монастыри, в результате чего они потеряли людей, стали беднее, а некоторые даже перестали существовать.
Главным противником новой реформы можно считать митрополита Ярославского Арсения

… Открытая и резкая критика и отсутствие страха перед императрицей привели его в тюрьму, в которой он находился до конца своих дней. В
2000 г
год
Арсений был признан мучеником.

Русская церковь XIX века

В начале следующего века Александр I несколько ослабил свой контроль над деятельностью духовенства. С разрешения государя монастыри получили право выкупать пустующие земли. При Николае I их материальное положение улучшилось благодаря закрепленным за монастырем лесным участкам. Были открыты закрытые и построены новые храмы и монастыри. В 1896 году было завершено строительство знаменитого Новоафонского монастыря.

Оптинская пустынь и Дивеевский монастырь по-прежнему являются важными центрами паломничества. При Александре II строительство разрешалось без согласия императора. Благодаря концессиям государства именно в 19 веке было построено большое количество новых вотчин.

Суть секуляризации и ее причины

Основные причины секуляризации церковных земель в России при Екатерине II следующие:

  • Экономический. Госказна оказалась в плачевном положении: армия 6 месяцев не получала зарплату, флот был в плачевном состоянии, государство было вынуждено продать почти все монополии частным лицам. В этом контексте Российская империя остро нуждалась в финансировании и новом источнике снабжения. Земли Церкви стали реальной возможностью решить экономические проблемы.
  • Социальное. Екатерина II своим указом подчиняет церковь государству. Вот что пытался сделать Петр: до секуляризации церковь располагала всем необходимым для самостоятельного существования. Фактически, это было государство в государстве. После 1764 года церковь находилась в прямой экономической зависимости от государства.

На основании указа о секуляризации 910 тысяч крестьян, ранее принадлежавших к церковным землям, перешли под контроль Коллеги Хозяйства. Отсюда их название: хозяйственные крестьяне. Они получили в свое распоряжение землю, принадлежавшую церкви. За пользование этой землей крестьяне не имели никаких обязательств, кроме уплаты налога в размере 1,5 рубля в год. Эти деньги пошли напрямую в госбюджет. В совокупности это принесло государству годовой доход в 1,36 миллиона рублей.

Екатерина II поставила церковь в зависимость от государства, лишив церкви и монастыри финансовых средств. Государство взяло на себя расходы по содержанию монастырей, но не только. Известно, что на момент прихода к власти Екатерины II в Российской империи было 954 монастыря. После принятия указа о секуляризации было решено ликвидировать 418 монастырей. Из оставшихся 226 монастырей была оказана государственная поддержка («обычная»), а остальные 310 оказались «сверхштатными» и могли существовать исключительно на пожертвования. Положение даже для тех монастырей, которые поддерживаются государством, было тяжелым. По приказу императрицы все монастыри были разделены на 3 класса, каждый из которых получил определенную долю содержания. Чем выше класс, тем выше содержание. В результате большая часть средств пошла в первоклассные монастыри, в том числе Киево-Печерскую Лавру, Александро-Невскую Лавру, Троице-Сергиеву Лавру и другие. Эти учреждения получали относительно достаточное финансирование, в то время как остальные монастыри остро нуждались в деньгах. Денег не хватало даже на содержание государства. Поэтому уже в 1771 году, несмотря на почти двукратное сокращение количества монастырей, в существующих монастырях оставалось 527 вакансий. Причина в том, что у монастырей не хватало денег, и они экономили на всем, что могли. Поэтому было сокращение штата, чтобы не требовать дополнительных средств, так как монастыри опасались, что государство не даст денег, а решат ликвидировать убыточный монастырь. Таких примеров было огромное количество. Самый нашумевший случай — закрытие Симонова монастыря в Москве в 1788 году. Это подчеркивает, что государство без промедления закрыло любые церковные учреждения.

Церковная реакция

После изъятия значительной части средств к существованию церковь не решилась открыто критиковать правительство. Очевидно, реформа не приветствовалась. Только митрополит Ярославский Арсений более или менее четко отстаивал свою позицию несогласия. Однако вскоре он был осквернен и заключен в тюрьму, где и умер.

Рис. 2 Явное несогласие
Несогласное духовенство

это интересно. Что бы ни думали епископы, они не осмеливались возражать Екатерине II. Однако, когда ее муж принял решение о подобной реформе за несколько лет до обозначенных событий, духовенство подало коллективную жалобу, указав, что даже «правитель басурман» не осмелится так поступить с ними. Довольно ироничный случай для рассказа.

Подготовка к принятию Манифеста

интересно, что подготовкой и осуществлением секуляризации занимались 3 императора, известных своим особым отношением к религии. Первый из них — Петр 1. Много раз говорилось, что Петр I всегда рассматривал церковь исключительно как государственное учреждение и не более того. Поэтому, как только государству потребовались деньги в период его бесконечных войн, император провел первую частичную секуляризацию церковных земель. Судебный процесс был частичным, так как страна не была готова ликвидировать все земли церкви, а сам Петр опасался резкой реакции духовенства и его влияния на народ.

Петр 1 и церковь

Вторым императором, продвигавшим вопросы секуляризации, был Петр 3. Этот человек правил Российской империей всего 6 месяцев, но успел сделать многое. В частности, это касается вопроса о конфискации церковной земли. Напомним, что Петр 3 был католиком, который обратился в православие до принятия титула императора России.

Наконец, третьим императором, сформировавшим полную секуляризацию, является Екатерина 2. Информации о ее религиозных взглядах мало, однако совершенно очевидно, что на начальном этапе своего правления, когда был принят Указ, Екатерина ставила вопросы абсолютизм и просвещение во главу угла. Некоторые историки видят противоречие в том, что Екатерина II сначала отменила указ Петра III о секуляризации, а через 2 года продублировала его. Однако в этом нет противоречия. Дело в том, что после восхождения на русский престол в 1762 году Екатерине II пришлось заручиться поддержкой, чтобы не стать очередной жертвой эпохи дворцовых переворотов. Поэтому императрица немедленно аннулировала большинство, указав на своего предшественника, даже в отношении церковных земель. Лишь через 2 года, когда позиции Екатерины II достаточно укрепились, она снова вернулась к этому вопросу и снова провела секуляризацию, на этот раз полную.

Екатерина 2

Ход реформы

На момент издания указа в церкви было около 950 монастырей. Из них упразднено 418. Право на государственные субсидии получили 200 учреждений. Остальные 300 были автономными. То есть предполагалось, что монахи существовали на добровольные пожертвования, а также самостоятельно возделывали огороды.

Начало реформы включало только центральные регионы России. Но со временем его ход распространился на Киевскую, Новгород-Северскую, Черниговскую, Екатеринославскую, Курскую, Воронежскую и Харьковскую области.

Упраздненные клерикальные учреждения

Во время секуляризации в 1764 году были закрыты следующие монастыри:

  • Александрова Чудова Пустынь;
  • Александровский;
  • Аркажский;
  • Благовещение;
  • Богородицкий;
  • Борщевский Троицкий;
  • Бречицкий Андроников;
  • Вазеозерский;
  • Варлаамиев;
  • Варсонофьевский;
  • Воскрешение;
  • Дивногорск Успенский;
  • Дорогошанский Троицкий;
  • Зарецкий;
  • Кассианов Учемский;
  • Киев-Братск;
  • Клименецкая Святая Троица;
  • Котельничский Предтеченский;
  • Куряжский Преображенский;
  • Лисицкий;
  • Макарьевская Хергозерская пустыня;
  • Маровский;
  • Святое распятие;
  • Моисеевский;
  • Живительный источник;
  • Николаевская пустыня;
  • Николаевский Стародевичий;
  • Никольский Адриано-Андрусовский;
  • Нил-Сорская пустыня;
  • Новосильский Святой Дух;
  • Печенгская Спасская пустынь;
  • Рдейский Успенский;
  • Рождество;
  • Святогорская Лавра;
  • Слободской;
  • Церковь Спаса в Запрудне;
  • Спасо-Каменный;
  • Спасо-Преображенский;
  • Сретенский Новодевичий;
  • Троицкий Битюцкий;
  • Успенский Кержебельмаш;
  • Ущельский Иовский;
  • Колковский;
  • Чердынь Успенский;
  • Череповец-Воскресенский;
  • Яранский.

Этот список не является исчерпывающим.

Последствия

Реформа секуляризации 1764 года во многом ознаменовала начало новой эры в истории Русской Православной Церкви.

Для последующей истории русского монашества государства определяли не только материальное положение, но и во многом духовное развитие монастырей. Появились два разных типа не только монастырей, но и монахов, и статус монастыря как основы монашеской жизни надолго потерял смысл. Содержание, определенное государством для монастырей, было слишком маленьким, его едва хватало братьям, монастырские постройки ветшали и разрушались из года в год, и настоятели боялись сообщить об этом в Синод из-за возможности монастырь подавляется. Чтобы улучшить финансовое положение монастырей, настоятели часто пытались сократить количество монахов, предоставляемых государством. Монастыри обеднели и обезлюдели, но в новых условиях, без тяжести имущественных забот, появился стимул к реорганизации монашеской жизни на аскетической основе.

Великорусские монастыри на 1764 год

Штатные первоклассные

  1. Троице-Сергиева Лавра (мужская)
  2. Санкт-Петербург Александро-Невский монастырь (мужской)
  3. Новгородский Юрьев монастырь (мужской)
  4. Успенский монастырь Александра (женский)
  5. Валдайский Иверский монастырь (мужской)
  6. Московский Вознесенский монастырь (женский)
  7. Новодевичий женский монастырь в Москве (женский)
  8. Свияжский Успенский мужской монастырь (мужской)
  9. Суздальский Покровский монастырь (женский)

Штатные второклассные

  1. Воронеж Алексеево-Акатов монастырь (мужской)
  2. Вятский Трифонов Успенский мужской монастырь (мужской)
  3. Казанский Богородицкий мужской монастырь (женский)
  4. Новгородский Антониева монастырь Рождества Богородицы (мужской)
  5. Троицкий монастырь Переславль-Залесский Данилов (мужской)
  6. Псково-Печерский монастырь (мужской)

Штатные третьеклассные

  1. Белгородский Никольский монастырь (мужской)
  2. Иркутский Вознесенский монастырь (мужской)
  3. Московский Златоустовский монастырь (мужской)
  4. Николо-Угрешский монастырь (мужской)
  5. Путивльский Молченский монастырь (мужской)
  6. Селенгинский Троицкий монастырь (мужской)
  7. Тамбовский Вознесенский монастырь (женский)
  8. Хотковский Покровский монастырь (женский)

Заштатные

  1. Артемьево-Веркольский монастырь (мужской)
  2. Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь (мужской)
  3. Ростов-Петровский монастырь (мужской)
  4. Саратовский Спасо-Преображенский монастырь (мужской)
  5. Шаровкин Успенский монастырь (мужской)
  6. Ярославский Кирилло-Афанасьевский монастырь (мужской)

Упраздненные

  1. Антониево-Дымский монастырь
  2. Арефинская пустыня, въезд в Иерусалим
  3. Бежецко-Введенский монастырь
  4. Битюцкий Троицкий монастырь
  5. Вход в Верейский монастырь Иерусалима
  6. Возмищенский монастырь
  7. Вязниковский Введенский монастырь
  8. Дуниловский Успенский монастырь
  9. Елецкий Знаменский монастырь
  10. Зарецкий Спасский монастырь
  11. Козельский Вознесенский монастырь
  12. Кольско-Печенгский монастырь
  13. Кохминский Казанский монастырь
  14. Крестогорская пустынь Тихонова
  15. Крутецкий Никольский монастырь
  16. Лихвинский Афанасьевский монастырь
  17. Лихотнинский Успенский монастырь
  18. Мамонтовые пустыни
  19. Маровская Крестовоздвиженская пустыня
  20. Мещовский Афанасьевский Петропавловский монастырь
  21. Мосальский Успенский монастырь
  22. Московский Варсонофьевский монастырь
  23. Муромский женский монастырь
  24. Никандрова Воскресенская пустыня
  25. Нуромский Преображенский монастырь
  26. Обнорский Воскресенский монастырь
  27. Пешношский Никольский монастырь
  28. Перынский скетч
  29. Монастырь Покрова на Нерли
  30. Посолотинский монастырь
  31. Рдейский монастырь
  32. Соломенская пустыня
  33. Сыринская Успенская пустыня
  34. Угличский Воскресенский монастырь
  35. Ульяновск Спасская Пустынь
  36. Монастырь Архангела Михаила Усть-Вымский
  37. Усть-Сарапульский Спасский монастырь
  38. Христофорова Богородицкая пустынь
  39. Череповецкий Воскресенский монастырь
  40. Черноезерский монастырь
  41. Шуйский Троицкий монастырь
  42. Яшезерский монастырь
Оцените статью
Блог об истории Руси
Adblock
detector