«По крещеным детям плакали, как по мертвым» Историк о главных мифах про крещение Руси: История: Моя страна: Lenta

Икона святого равноапостольного Владимира

Иконография святого равноапостольного Владимира традиционна для всех равноапостольных святых. Апостолам равны те святые, которые служили Господу, освещая людей светом Христа. Например (если мы говорим о святых князьях и королях), граждане страны, где они правили, были обращены в христианство. Эти святые уподобляются апостолам — проповедовать Евангелие. Это Санта-Мария Маддалена; и император Константин и его мать, королева Елена; и Санта-Нина, осветитель Джорджии; и великая княгиня Ольга; и князь Владимир, крестивший Русь.

Равноапостольный князь Владимир традиционно изображается стоящим на иконах. В его правой руке крест — символ проповеди Христа, которую вели все святые, равные апостолам. В левой руке свиток или меч.

Другой традиционный образ святого Владимира — вместе со святой Ольгой, равной апостолам, первым правителем России, принявшим христианство.

Перуна уже недостаточно

Конечно, Владимир не мог сразу отречься от веры предков: взяв Киев после убийства своего старшего брата Ярополка, князь основал языческий пантеон во главе с Перуном. Но его государство уже лишено своих племенных богов. Поэтому в пантеон входят существа с неславянскими именами — Хорс и Семаргл. Они видят богов ираноязычных подданных (аланов) Руси в ее южных пределах, разросшихся при Святославе.

Попытка князя Владимира создать «языческую» государственную религию была обречена

Попытка преодолеть племенную изоляцию и создать «языческую» государственную религию осуждалась как «изнутри», так и «извне». Когда нужно было принести Киеву благодарные жертвы для победы над ятвягами (балтийскими племенами), судьба неслучайно пала на язычников: христиан-варягов. Они были убиты язычниками, но это означало раскол внутри княжеской дружины, потому что часть ее уже была христианской при Игоре.

Как выглядела купель?

Крещение Владимира - картина Васнецова

Разбираясь в вопросе, где крестился князь Владимир, будет интересно узнать, как это произошло. Предполагается, что изначально купель, в которой совершалось причастие, была именно такой, которую художник Васнецов изобразил на картине во Владимирском соборе в Киеве.

В Херсонесе он был высечен в скале, на данный момент его глубина составляет 74 сантиметра. Когда он открылся в 1880-х годах, было обнаружено, что вся впадина была облицована мрамором. Крест внизу тоже был покрыт мрамором. К сожалению, со временем все это великолепие было унесено, и сегодня есть голая скала, имеющая светло-коричневый цвет. Даже крест не сохранился.

В то время крестильный зал воспринимался как обычный храм. В 1890-х годах выдающийся русский инженер Александр Львович Бартье высказал гипотезу о том, что именно там, где крестился князь Владимир, была высечена в скале мраморная купель для крещения. В советские годы экспедиция Беляева полностью обследовала памятник. И с исторической точки зрения, и с археологической, и с канонической, и с литургической.

Сейчас считается доказанным, что именно на месте бывшего (крестильного) храма, в найденном источнике, было крещение Владимира в Херсонесе. После того как С.А. Беляев совершил поездку по Европе с докладом на эту тему, научная общественность приняла это свидетельство.

Почему Херсонес, а не другое место в Византии?

Еще в IV веке Херсонес был важнейшим оплотом Византийской империи во всей Восточной Европе. Он был одновременно центром политической и коммерческой власти и величайшим центром церковной жизни.

Только здесь был епископ, распространивший свою власть на племена, жившие в соседних землях. А в те времена таинство Крещения мог совершать только сам епископ.

Храмы в честь святого князя Владимира

Во имя святого князя Владимира в Москве в Старых Садехах есть храм. Он был построен в 1514-16 годах предположительно архитектором Алевизом Фрязиным (Новым) на месте старинного одноименного храма. Боковая часовня Кирика и Юлиты была пристроена в 1677 году. В 1670 году был перестроен главный храм, существенно изменена вся верхняя часть. Вторая северная часовня в честь святых Бориса и Глеба была пристроена в 1689 году. Храм был закрыт в 1933 году, затем обезглавлен. Службы возобновились в 1991 году.

Святой князь Владимир
Церковь равноапостольного князя Владимира на Старых Садехах в Москве

Именем святого князя Владимира освящена церковь Кирилло-Белозерского монастыря, построенная в 1554 году.

Святой князь Владимир
Храм во имя святого князя Владимира в Кирилло-Белозерском монастыре

Также в честь святого Владимира придел (между 1113 и 1125 гг.) Церкви Преображения Господня в Берестове в Киеве и придел (1635 г.) церкви Воскресения Слова в селе Исайда, Рязань области, были освящены.

В селе Староуткинск Свердловской области продолжается строительство храма святого князя Владимира Русской старообрядческой православной церкви.

Святой князь Владимир
Строящаяся церковь во имя святого благоверного князя Владимира РПСЦ

Есть также старообрядческая община во имя святого князя Владимира (часовни, беспоповцы) в селе Дерсу Приморского края.

Как Владимир принимал решение?

Памятник князю Владимиру

На момент женитьбы на княжне Анне Владимир уже был готов к крещению. Согласно летописи, в 986 году он поднял вопрос, какую веру выбрать. Он принял послов из Волжской Булгарии, которые предлагали принять ислам, хазарских евреев, которые пригласили в иудаизм, миссионеров из Ватикана. Но все они были отвергнуты. После них пришел византийец, который говорил о христианской вере.

Чтобы узнать, как проходят церемонии и какие законы существуют у каждой религии, князь отправил послов поклоняться немцам, грекам и мусульманам. В конце концов он выбрал христианство.

Крещение князя Владимира Святославича

Многие историки считают, что великий князь Владимир предпочел православие нескольким другим религиям. Он созывал представителей разных конфессий в Киев, мать городов русских. Болгары-мусульмане, немецкие католики, евреи и православные греки. Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия. Но, чтобы убедиться, что он не ошибся, он отправил десять мудрых и уважаемых людей в Киевскую Русь в столицу Византии Константинополь, чтобы они могли понять, действительно ли православная вера самая достойная.

Мудрецов поразила София Константинопольская: великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. Они вернулись во Владимир со словами: «Мы не знали, на земле ли мы или на небе».

Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть под власть греков, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. И попросил у византийских императоров Василия и Константина руки принцессы Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение под именем Василий. Согласно легенде, выйдя из купели, он, который до этого был ненадолго ослеплен, снова прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».

Молитва вторая святому равноапостольному князю Владимиру

О великий святой Божий, равный апостолам князь Владимир! Позаботься о нашей слабости и умоляй Милосердного Небесного Царя не гневаться на нас и не губить нас нашими беззакониями, но помилуй и спаси нас по Своей милости, пусть он вселит в наши сердца покаяние и спасительный страх Божий, просвети нас Своей благодатью, наш разум, в ежике, оставь нам стези лукавые и направь нас на путь спасения, твердо твори заповеди Божии и соблюдай таинства Святой Церкви. Помолись с милосердием, любящий Человек Божий, да явит он нам свою великую милость: пусть он избавит нас от смертельных болезней и всякого зла, пусть сохранит и спасет рабов (имена) Божьих от всех козней и клеветы врага, и пусть всем нам даровано вечное блаженство, хваля и превознося Бога во веки веков.

Почему не в другом месте?

Владимир в купели

По словам Беляева, этого не могло произойти в другом месте по следующим причинам. Князь планировал жениться на Анне, византийской принцессе. До этого у него было две законные жены и около 300 наложниц. Сделать византийскую принцессу своей женой было делом очень почетным. Судите сами. В этом отказал сам германский император Отто. И князю Владимиру это удалось! А княжну привезли из Константинополя во Владимир в Херсонес.

Византия на несколько веков привлекала варварские племена в лоно христианской церкви. Кроме того, он стремился сохранить мир на своих границах. Поэтому Владимир был вполне подходящей партией.

Но ни византийский император, ни патриарх не могли позволить женщине столь высокого ранга просто так выйти из империи. То есть без венчания законным христианским браком по всем церковным канонам. Из этого следует, что вопрос о том, где принять крещение князю Владимиру и где венчаться, мог быть решен только однозначно — только на территории Византии, частью которой был Херсонес.

Основание города Владимира

Историки расходятся во мнениях относительно того, кто основал город Владимир (Владимир на Клязьме). По одной из версий, город был основан в 990 году самим великим князем Владимиром Святославичем. По другой, в 1108 году — князь Владимир Мономах.

В пользу основания города равноапостольным святым князем Владимиром говорится в нескольких летописях. Это Супрасль, Густынская, Ермолинская и некоторые другие летописи.

Где происходило венчание?

Предполагается, что после крещения в купели Владимир пошел по тропе к церкви апостола Петра. Следует отметить, что его ходы сохранились до наших дней. Там он принял участие в литургии и женился на Анне Порфирогенитус. Хотя Крестильный зал является отдельным зданием, он по-прежнему является частью целого храма апостола Петра. Он был раскопан в 1853 году и был построен при Константине Великом в 4 веке.

Владимирский собор

Сегодня возле этого места в Херсонесе построен Владимирский собор. Автор его проекта — академик архитектуры Дэвид Гримм. Стиль этого здания — неовизантийский. Строительство велось на пожертвования в течение 30 лет, с 1861 по 1892 год. Этот собор является вторым по величине на Крымском полуострове, его высота составляет 26 метров.

Выбор веры

Ситуация во внешней политике оказалась не менее противоречивой: после войны с волжскими болгарами, принявшими ислам в начале X века, необходимо было заключить мир. Но мусульмане не могли примириться с язычниками, и болгарское посольство в 986 году прямо заявило Владимиру, что не знает «закона» — священного писания (языческая религия не писалась).

Картина Клаудио Лебедева
Картина Клавдия Лебедева «Крещение киевлян»

Это положило начало дискуссии о вере, хорошо известной сюжетной линии, которую часто считают «мифом» — построением книг. Однако летопись сохранила специфическую историческую особенность посольств, которые приезжали во Владимир навязать князю свою веру.

За болгарами-мусульманами пришли «немцы из Рима» — при императоре Оттоне I Рим действительно подчинился немцам. Но вера, насаждаемая немцами и папой, была неприемлема для России. За ним пришли хазарские евреи, община которых жила в самом Киеве. Но власть Хазарии, побежденной Святославом, осталась в прошлом.

Выбор Владимира был предрешен: Русь образовалась на пути от варягов к грекам. Греческая вера, потрясшая своей красотой посольство России в Константинополе, была уже хорошо известна в Киеве и везде, где находилась российская команда.

Вслед за бабушкой Ольгой Владимиру пришлось не только принять греческое христианство, но и завоевать новую веру: пойти в главный крымский город Византии Херсонес и попросить в жены византийскую царевну. Ее должен был сопровождать священник, который совершал поклонение на обращенной земле. Следовательно, Херсонес оказался разменной монетой: он был возвращен Византии как «жила», то есть брачный выкуп за невесту.

Легенда об Андрее Первозванном на Руси

Другой известный историографический миф связан со святым Андреем Первозванным как вестником русского христианства. Рассказ о его путешествии входит во вступительную часть «Повести временных лет.

Летописец, описывая зарождение христианства в славянском мире, резко прерывает рассказ об основоположниках славянской письменности Кирилле и Мефодии. Дело в том, что их миссия среди дунайских славян была продолжением миссии апостола Павла к «язычникам», а Павел был епископом Рима. Поскольку первоначальная летопись была составлена ​​после разделения церквей в 1054 году, России был нужен свой апостол.

Таким оказался Андрей — недаром он учил у берегов Черного моря, которые летописец называл «русскими». Оставалось сделать вывод, что Андрей преподавал в Корсуне, и оттуда ему было удобно пройти через будущую русскую землю к варягам и дальше в Рим, по круговой дороге (вокруг всей Европы) от варягов до греков. Эта космография была необходима летописцу, потому что в его картине мира славяне в эпоху апостольской проповеди еще находились на своей исконной дунайской родине, а изначальная Русь в основном находилась за Варяжским (Прибалтийским.

Летописец понимал, что у каждого крещеного должен быть свой апостол

Миф о путешествии Андрея не был подделкой в ​​духе шляпы Мономаха, когда претензии на власть оправдывались явными мистификациями. Это благочестивая конструкция, составленная монахом-писцом, который понимал, что у каждого крещеного должен быть свой апостол. Крестили Россию за сто лет до составления первых летописей, и обязанностью составителя было найти пророка русского христианства. Сами киевские церкви подтвердили истинность его предсказаний.

В истории современного Российского государства благочестивый национально-романтический миф раннего средневековья, поддерживаемый историками М. В. Ломоносовым и Н. М. Карамзиным, имеет вполне официальное продолжение: Орден святого Андрея Первозванного остается орденом нашего страна.

«Викинг» и выбор между крестом и мечом

Не меньше мифов порождает фигура Крестителя Руси Владимира. Он был сыном воина Святослава, который не послушался уговоров своей матери Ольги креститься — «дружина посмеется», — сказал князь. Он верил в силу меча, но не в силу креста. Выбор веры Владимира — крест или меч — был продиктован историей.

Этот сюжет стал основой фильма «Викинг», вызвавшего бурную дискуссию.

Ранняя русская история и сам акт крещения России вызывают бесконечные споры среди всех, кто пытается понять эту историю. Есть те, кто считает, что избранный Владимиром цивилизационный путь лишил их культуру национальных корней. Другие считают, что «родноверы» — неоязычники, которые продолжают кричать Перуна, остаются во власти первобытных инстинктов, сравниваются с «викингами», для которых образ распятого инопланетянина смешон, потому что он не может поднять оружие. Эти герои верят в силу меча и в то, что смерть в битве открывает путь во славу павшим в военном раю — Валгалле.

так поступил отец Владимира Святослав, согласно летописи: после поражения от греков он сознательно пошел на героическую смерть — в засаду пеценегов, хотя мудрый правитель убедил князя избежать засады, бросив свою команду.

Владимир, ища новой веры и боясь новых грехов, даже после крещения отказывается казнить разбойников, следуя библейской заповеди «Не убий»

Такого поведения ждали от Владимира и его команды. Но в фильме принц уже изображен без «героических» предрассудков, поэтому он выглядит нерешительным и вызывает недоумение у поклонников боевика, ожидающих традиционного стереотипа «мачо», владеющего мечом.

Образ героя, выбирающего свой путь, соответствует образу летописца Владимира, ищущего новой веры и боящегося новых грехов. По этой причине после крещения он отказывается даже казнить разбойников, следуя библейской заповеди «Не убий», естественно чуждой менталитету викингов.

Что могло заставить лидера отряда варваров искать новую веру?

Картина Ивана Эггинка
Картина Ивана Эггинка «Великий князь Владимир выбирает религию», 1822 г

Дело в том, что первобытные представления, основанные на признании только своих племенных богов, рухнули в период выбора веры. И это не было ошибкой миссионеров из язычников. И викинги, и славяне, поселившиеся в Европе, увидели богатства, созданные древними цивилизациями. Взять их с мечом не всегда удавалось, безопаснее было служить за плату. Поэтому скандинавы, русские и англосаксы поступали на службу к византийцам в «варяжскую гвардию» и крестились (иногда по несколько раз, чтобы получить больше подарков).

В таких условиях команда Владимира, впитавшая разные идеи, уже не могла быть единым целым — нельзя поклоняться всем богам — Перуну, Торе и Христу. А единство было необходимой гарантией власти князя.

Более того, в эпоху межплеменных конфликтов рухнула сама идея кровного единства. В раю воинов за банкетным столом «бога предков» можно было встретить только героев. Это означает, что здесь не было места ни для братьев Владимира, убитых в измене, ни для него самого, потому что он оказался «подлым убийцей» своего брата. Религия викингов не предполагала посмертного процесса — «анализа» действий умершего и, следовательно, возможности его оправдания.

Десятинная церковь — церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве

Десятинная церковь в Киеве построена по приказу равноапостольного святого князя Владимира. «Повесть временных лет» пишет: «Летом 6497 (989) он задумал создать храм Пресвятой Богородицы и прислать, прислать мастеров из греков. И я начну творить и, как если бы надо было закончить, украслю иконками».

Храм строили выходцы из Византии 7 лет. В 996 году он был освящен в честь Богородицы, на содержание храма великий князь выделил десятую часть своих доходов, поэтому церковь назвали Децима.

В храм перенесены мощи великой княгини Ольги, бабушки князя Владимира Святославича. Позже здесь святой Владимир похоронил свою жену Анну.

В 1240 году монголы во главе с Батыем разрушили Киев. Южный боковой алтарь и кусок стены остались от Десятинной церкви. Руины оставались нетронутыми четыре века, и только в 1636 году митрополит Петр Могила решил «выкопать из тьмы десятину Пресвятой Богородицы, расположенную у ворот Киевских, и открыть ее для дневного света». В храме возобновились богослужения.

Именно митрополит Петр Могила обнаружил среди развалин два саркофага и в них останки двух человек. Несколько столетий они почитались как принадлежащие князю Владимиру и княгине Анне, но теперь полностью утрачены.

В 1828 году на месте первой десятиной церкви он начал строить новую по проекту архитектора Василия Стасова. Храм был построен за 14 лет, но просуществовал недолго. В 1936 году кирпичное здание снесли. В 1938-39 годах научная группа Института истории материальной культуры АН СССР провела раскопки и обнаружила фрагменты фресок и мозаичных украшений древнего храма, каменные гробницы и остатки фундамента.
Современные археологи продолжают раскопки на месте церкви десятины.

Хитрость княгини Ольги

Почти сказочный сюжет о хитрости, помогающей герою в сложной ситуации, связан в летописи с визитом в Константинополь вдовы и наследницы Игоря — княгини Ольги, пожелавшей креститься от самого императора. Согласно летописи, император воспылал страстью к Ольге (дама довольно преклонных лет), и она обещала вернуть его после крещения. Церемония состоялась, но Ольга заявила, что не может допустить греха с крестным…

Картина Ивана Акимова
Картина Ивана Акимова «Крещение княгини Ольги», 1792 г

Историческая суть заключается в том, что Ольге пришлось дипломатично настаивать на своем крещении, обещая взамен военную помощь, поскольку Византия не усердствовала в обращении «варваров». Чтобы ускорить процесс, княгиня вызвала в Киев немецкого епископа, продемонстрировав грекам, что их несговорчивость приведет к победе их соперницы, Римской церкви.

Церковное почитание князя Владимира

Нет точных данных о начале почитания храма князя Владимира. Возможно, изначально Владимира поминали вместе с сыновьями святые князья Борис и Глеб.

Святой князь Владимир
«Царь Владимир». Праздничная минея, 1619 г

Почитание князя Владимира как святого и по сей день вызывает споры среди историков. Известно, что Византия отказалась признать его святым. Возможно, потому, что его языческое поведение, подробно описанное в анналах, еще не забыто. Но для России заслуги Владимира перед Отечеством были очевидны: Владимир — креститель Руси, мудрый правитель, полководец, человек щедрый и милосердный.

Святой князь Владимир
Владимир I Святославич. Миниатюра из спектакля «Хозяин царя»

Еще одним препятствием для почитания храма князя Владимира было отсутствие чудес, связанных с его именем. Точное время канонизации киевского князя неизвестно. Владимир умер в 1015 году, и самые ранние сохранившиеся письменные свидетельства его официального почитания относятся к XIV веку. Литургические книги отмечаются как День памяти Владимира 15 июля (по старому стилю).

Мощи князя Владимира не получили дара чудес, поэтому в Церкви шли споры о его святости. Однако заслуги князя Владимира перед Русским государством были значительными и грандиозными для всего русского народа, поэтому народное почитание князя Владимира возникло еще в XI веке. После смерти Владимира вокруг его образа сложился целый эпический цикл. В народной памяти сохранилось представление о Владимире как о гостеприимном и милосердном князе, «Красном Солнце». Князь Владимир Святославич до сих пор почитается как человек, живший во благо и славу Отечества.

Святой князь Владимир
Святой князь Владимир, равный апостолам. Фреска. Ферапонтов монастырь, 1502 г

Упорствующий язычник вещий Олег

Однако христианство действительно было известно на Руси задолго до Владимира и было связано с походами на Константинополь. После победоносного похода Олега в 907 году (также не упомянутого в византийских источниках, таких как крещение 988 года) греки пытались поразить князя красотой церкви, но Олег оставался упорным язычником.

Греки пытались поразить князя красотой церкви, но Олег оставался упорным язычником

Ситуация изменилась 30 лет спустя, с появлением следующего поколения русской элиты: при князе Игоре в 940-х годах были проведены неудачные походы на Византию, но, тем не менее, в 944 году был заключен выгодный для России мир мир разделились: язычники поклялись перед Перуном, христиане — в церкви Илии.

Летописец, переписавший договор 944 года в начале 12 века, предположил, что это была современная киевская церковь. Поклонники, которые верят в «Фотиевское крещение», утверждают, что в год заключения договора в Киеве уже была церковь. Однако изучение дипломатического протокола договоров показало, что это была дворцовая церковь Константинополя. Русские воины, служившие в Константинополе со времен Олега, привыкли к обычаям христианских греков: так сформировалась варяжская гвардия, которую вверил император.

Смерть и мощи святого равноапостольного Владимира

Великий князь Владимир скончался от болезни 15 июля 1015 года (28 июля по новому стилю). Похоронен в церкви Успения Пресвятой Богородицы, которую он основал в Киеве. Саркофаги Владимира и его жены Анны были выполнены из мрамора и располагались в центре храма.

В 1240 году церковь десятины была разрушена монголами. В 1632-36 годах в Киеве начали разбирать руины древнего храма и обнаруживали мраморные гробницы. Мощи святителя Владимира Пария апостолам и его жене были перенесены и снова захоронены. Двумя веками позже, в 1826 году, исследователи вновь открыли гробницы и раздали мощи церквям Киева и Москвы. Сейчас останки молодоженов утрачены, и современные исследователи даже сомневаются, что в 17 веке среди руин были найдены саркофаги Владимира и Анны.

Князь Владимир — мудрый правитель

После Крещения Россия продолжила активную внешнюю политику: борьбу с Польшей, с белыми хорватами, войну с пеценегами, которая длилась до 1990-х годов. Позже на основе воспоминаний о Печенежской войне сложились легенды (легенда о белгородском киселе, о Никите Кожемяке и др.). Для защиты от печенегов вдоль южной границы Киевской Руси было построено несколько крепостей, а также частокол на набережной.

Святой князь Владимир
Древнерусское государство (выделено светло-зеленым) в эпоху князя Владимира

Владимиру приписывают отцовство «Устава Церкви», определявшего юрисдикцию церковных судов. Кроме того, князь Владимир начал чеканить собственные монеты по византийским образцам: золото («золотые монеты») и серебро («серебряные монеты»). На большинстве монет киевский князь изображен сидящим на троне, а рядом с ним надпись: «Владимир на столе, и взор его золотой (или: серебро)»; также есть варианты жгутов.

Святой князь Владимир
Златник великого князя Владимира. ПереднийСвятой князь Владимир
Сребреник великого князя Владимира. Одесский нумизматический музей

Правление князя Владимира ознаменовалось началом книжного просвещения на Руси, которое явилось следствием крещения Руси. Детей стали брать из семей и отправлять на учебу. Так сообщает «Повесть прошлых лет»:

Он отправил собирать детей из лучших людей и отправлять их на книжное обучение. Матери этих детей оплакивали их; ибо они еще не были тверды в вере и плакали о них, как о мертвых.

Мастерами были не только византийцы, но чаще болгары, ранее учившиеся на Афоне. В России вскоре выросли известные риторы и литературоведы, такие как, например, один из первых писателей в России, автор знаменитого «Слова закона и благодати» митрополит Иларион (990-1055.)

Святой князь Владимир
Сант’Иларион, митрополит Киевский. Киево-Печерское дерево святых. Значок. Фрагмент. 1660. Из Благовещенской церкви в Угличе. Угличский музей

При киевском князе на Руси началось активное каменное строительство, хотя первые известные нам постройки этого типа относятся ко времени правления сына Владимира Ярослава Мудрого. Были размещены такие города, как Владимир на Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.).

Вероятно, в последние годы жизни князь Владимир решил нарушить принцип престолонаследия и передать власть своему любимому сыну Борису. Князь Киевский Владимир упокоился 15 июля 1015 года в Берестове.

Оцените статью
Блог об истории Руси
Adblock
detector