Западники и славянофилы: идеология в истории и таблица по философии

Кто такие западники?

Идеологические течения западничества и славянофильства сформировались в 30-40-е годы 19 века. На их появление повлияло, прежде всего, восстание декабристов. Русские философы и мыслители сформировали 2 подхода к обеспечению развития Российского государства, характеризующиеся как сходством, так и существенными различиями.

Западничество начало формироваться незадолго до славянофильства, начиная с 30-х годов XIX века. Его основными приверженцами были дворяне, помещики, купцы и простолюдины. Основными идеологами западничества были философ и публицист П. А. Чаадаев, писатель и драматург И. С. Тургенев, публицист, философ и педагог А. И. Герцен. Поэтому именно Чаадаев составил знаменитый сборник «Философских писем», повлиявший на формирование двух рассматриваемых идеологических тенденций.

Жители Запада считали, что Россия должна пойти по тому же пути, по которому идут западные страны, в основном европейцы. Они считали, что если ей это удастся, Россия сможет даже обогнать Европу, быстрее усвоив свой лучший опыт развития.

Среди жителей Запада не было единого мнения о том, как реформы должны проводиться в государстве — мирным или революционным. В рамках рассмотренного идеологического направления сформировалось 2 крыла с противоположными взглядами по данному вопросу: либеральное и революционное. Первый был за мирные реформы, второй — за революционные.

Жители Запада были убеждены, что в России необходимо ввести конституцию и элементы парламентаризма — по образцу, существовавшему в то время в Англии. Некоторые представители рассматриваемого направления утверждали, что политическая система страны должна развиваться по республиканским принципам.

Жители Запада считали необходимым отменить крепостное право в России. Кроме того, сторонники этой идеологии считали, что в стране следует активно внедрять принципы использования наемного труда — это ускорит развитие ее экономики.

Жители Запада поддержали активную модернизацию инфраструктуры, чтобы в очередной раз обеспечить динамичное развитие экономики. При этом они взяли на вооружение преимущественно европейский опыт модернизации.

Западные люди были верующими. Но они считали, что религия и правительство не должны зависеть друг от друга.

Приверженцы рассматриваемого направления признали Петра Великого одним из величайших правителей России, сумевшего максимально приблизить государство по уровню развития к основным европейским странам.

Сравнительная характеристика идеологий

Споры бушуют в литературных салонах. Дома Елагиных и Свербеевых стали модным местом для посещения творческой элиты. Всем было интересно, кто кто победит в жестком споре. О чем спорили эти образованные и умные люди? Чтобы четко понимать разницу в позициях и принципах, предлагаем вам ознакомиться с таблицей (Таблица 1).

Сравнительная таблица отличий славянофилов от западников

Славянофилы Жители Запада
Теоретики И.П., П.В. Киреевский, К.С., Аксаковы И.С., Хомяков А.С. В. Самарин Соловьев С.М., Грановский Т.Н., Боткин В.П., Тургенев И.С
Отношение к существующей политической системе Они одобрили самодержавие, но одобрили лозунг «Сила власти — Царю, сила мнения — народу” Считается идеалом конституционной монархии европейского типа
Отношение к крепостному праву Они были против Отреагировал отрицательно
Отношение к реформам Петра I Они считали, что Петр I причинил больше вреда, чем пользы, критикуя его реформы Превращения Петра идеализированы

Важно! Конечно, в их взглядах было много противоречий, но было и то, что сблизило их. Идеологическая основа была общая: классическая немецкая философия.

И те, и другие критиковали николаевский режим и тоже верили в процветающую Россию.

Славянофильство, западничество: поиск исторического пути России

Сходства, различия и характеристики токов

Термины «славянофилы» и «западники» изначально не имели идеологического значения. После обострения конфликтов, начавшихся с «Философского письма» Чаадаева, они стали распространяться на сторонников различных идеологических течений либеральной мысли.

Сравнительная таблица идей славянофилов и вестернизма:

Славянофильство Западничество
Время сформировать идею 1840-1850 гг. Идеи окончательно сформировались в 1839 году. 1830-1850 гг. Оно оформилось как самостоятельное движение в 1841 г.
Особенности Вера в национальное самосознание — особый путь развития России. Россия как европейская цивилизация с западными ценностями, идеалами, социальным и политическим устройством.
Политическая сфера Самодержавная власть с конституционными элементами. Критика политического строя России, абсолютной монархии. Борьба за демократический строй, конституционную монархию.
Духовное царство Православие как путь спасения и мира. Приоритетным является развитие науки и образования.
Экономическая сфера Крестьянская община как элементарная единица хозяйства, крестьянского хозяйства. Развитие частной собственности, промышленности, транспорта, а также свободной торговли на основе личной экономической независимости граждан.
Отношение к крепостному праву Аннулирование с консервацией земель, владение муниципальной землей. Отмена с полной отменой собственников семей.
Отношение к петровским реформам Отрицательное отношение к политике Петра I, внедрение западных ценностей. Признание петровских реформ, поощрение модернизации России, внедрение европейских технологий.
Известные представители Учредитель — А.С. Хомяков; среди единомышленников — КС и есть. Аксаковы, Н.Н. Страхов, М.В. Ломоносов, Ф.И. Тютчев, В.И. Даль и другие. Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, П. Боткин, И.В. Вернадский и другие.

Общая природа славянофильства и западничества как социально-политических течений либерализма породила ряд общих черт, таких как:

  • Осведомленность о немедленной реструктуризации компании, необходимой для ее дальнейшего развития.
  • Главное условие экономического процветания — отмена крепостного права.
  • Неприемлемость военных столкновений, революционных движений — осуществление постепенных преобразований путем «реформ сверху».

Деятельность

Датой объявления себя славянофилами является 1839 год. Известный в литературных кругах деятель Алексей Хомяков излагает свои мысли под названием «О старом и новом». К 1845 году уже было опубликовано несколько работ в этом направлении, в основном в газете Москвитянина. Так с 1839 по 1845 год складывалось общественно-политическое движение — славянофильство.

Важно! Словом, главный тезис этой философии заключается в следующем: Россия должна выбрать свой собственный путь развития, отличный от других, и крестьянская община является одним из проявлений этой идентичности. Представители этого направления одобряли самодержавие, приближающее их к консерватизму.

В то же время появляется западническое движение. Они продвигают свои теории в журнале «Отечественные записки», выступают в университетах. Суть идеи в том, что лучший госзаказ — это парламентская система Западной Европы. Жители Запада придерживались рационализма и эстетического гуманизма.

Кто такие славянофилы?

Славянофильство начало формироваться в 1840-е гг. В принципе, он строился на той же социальной основе, что и западничество: его главными приверженцами были помещики со средним уровнем дохода, а также купцы и простые люди. Основными идеологами славянофильства были поэт, богослов и философ А.С. Хомяков, публицист, критик и языковед К.С. Аксаков, писатель и археограф П.В. Киреевский, общественный деятель В.А. Черкасский. Идеи этого движения поддержали поэт и дипломат Ф. И. Тютчев, писатель и этнограф В. И. Даль, писатель и общественный деятель С. Т. Аксаков.

Славянофилы считали, что у России есть свой путь, который по существу не должен пересекаться с западным. По мнению идеологов этого направления, страна должна была развиваться на основе православия, самодержавия и национальности. Россия должна быть, утверждали славянофилы, партнером на равном, если не более высоком уровне, чем западные страны. Если реформы были необходимы в государстве, их следовало проводить, как предполагали приверженцы рассматриваемого направления, исключительно мирным путем.

Славянофилы отрицали введение в России конституции и элементов парламентаризма. Государственная власть в стране должна была основываться исключительно на самодержавии.

Приверженцы этого направления считали необходимым отменить крепостное право в России, но таким образом, чтобы этот процесс не нарушал устоявшийся, во многом общинный, крестьянский образ жизни.

Славянофилы поддержали инициативы, связанные с модернизацией производства, развитием банковской системы и строительством инфраструктуры в стране. Однако соответствующие преобразования, по мнению сторонников этого направления, необходимо было постепенно осуществлять в экономике государства.

Славянофилы считали приверженность государственных деятелей религиозным нормам исключительно важным условием успешного развития России. Они были уверены, что Православие, вера — основа исторической миссии России.

Славянофилы крайне негативно относились к личности Петра Великого, который, «открыв окно в Европу», принес в Россию элементы культуры и принципы развития, чуждые, по мнению сторонников рассматриваемого направления, Россия.

Сравнение

Главное отличие вестернизма от славянофилов в том, что первые считали, что Россия должна развиваться, повторяя путь основных европейских государств. Последние были уверены, что у страны особый путь. Отсюда — большое количество других отличий рассматриваемых идеологических концепций.

трудно однозначно оценить, кто одержал окончательную победу: славянофилы или западники. Но, принимая во внимание последующие исторические события (не только в контексте девятнадцатого века, но и двадцатого), можно сделать вывод, что развитие страны шло по принципам, во многом близким к западным концепциям: крепостное право было отменено. Последовало активное распространение трудовых отношений, началась модернизация инфраструктуры с использованием европейского опыта, церковь и государство стали более независимыми друг от друга, личность Петра Великого стала положительно цениться обществом. Россия перестала быть самодержавной монархией и превратилась в республику.

Значение деятельности

Деятельность либералов 19 века имела историческое значение:

  • Споры между западниками и славянофилами стали примером проявления патриотизма и гражданственности.
  • Позиции партий актуальны и в современной общественной и политической жизни.
  • Деятели внесли большой вклад в развитие русской литературы и истории общественной мысли.

Качество жизни компании определяется разными показателями. Научные открытия, технический прогресс, экономические успехи — признаки социального прогресса. Но социальное мышление все это обеспечивает, поэтому его развитие всегда будет важной темой нашего исследования. Мы также предлагаем вам посмотреть видео с подробным информационным уроком по этой теме.

Общее и различия

Таблица сравнения поможет лучше запомнить, кто такие славянофилы и западники, в чем их сходства и различия:

Путь, по которому должна идти Россия Жители Запада считали, что Россия должна идти по тому же пути, что и основные европейские государства Славянофилы проповедовали для России особый путь по формуле «Православие, самодержавие, народность”
Варианты трансформации и реформирования Жители Запада делились на либералов и революционеров. В первую вошли историки Грановский и Кавелин, а во вторую — Герцен и Огарев Славянофилы поддерживали развитие только мирно
Государственное устройство и отношение к конституции Жители Запада выступали за конституционную монархию по образу Британии, а самые радикальные — за республику по образцу США Славянофилы считали, что для России годится только самодержавная монархия
Рабство Жители Запада выступали за отмену крепостного права и использование наемного труда, в целом это был опыт Западной Европы или Великого княжества Финляндского Славянофилы также выступали за отмену крепостного права, но считали необходимым сохранить традиционную крестьянскую общину
Идеи об экономии Жители Запада настаивали на использовании передового западного опыта, например британского, поскольку Британия в те годы была «фабрикой мира” Славянофилы считали необходимым участие государства в механизации работ и строительстве железных дорог
Религиозный вопрос Жители Запада затмевают религию над государственными проблемами Славянофилы считали православную веру краеугольным камнем русского народа, осознавая его особую историческую миссию
Отношение к личности Петра I Жители Запада относились к нему как к великому реформатору Славянофилы считали, что Петр направил развитие государства Российского по чуждому народу пути, они больше созвучны царям периода существования Земских соборов

Западные взгляды на политическую систему были похожи на программы декабристов. Павел Пестель в «Русской правде» предложил ввести республику, а Никита Муравьев — конституционную монархию.

Западные и славянофилы вкратце кто они, сходства и различия представителей в сравнительной таблице

Герцен и Огарев.

Что мы узнали?

Западники и славянофилы изучают историю в 8-9 классах. Это были два направления общественной мысли в Российской империи середины XIX века. Полезно сравнить их идеи и взгляды на пути развития России.

Два новых общественных направления среди русской интеллигенции середины XIX века

К 1830-40 гг. В российском обществе, которое начинает уставать от последствий реакции, обрушившейся на государство после подавления восстания декабристов, формируются две тенденции, представители которых поддерживали трансформацию России, но смотрели на них совершенно по-разному. Эти два направления — западничество и славянофильство. Что было общего у представителей обоих направлений и чем они отличались?

Различия во взглядах западников и славянофилов

Славянофилы

Предпочтительный путь развития для России Его особый путь основан на традициях православия, самодержавия и патриотизма. Используя опыт европейских стран, либеральный западный путь развития.
Отношение к Петру I и его реформам Отрицательный. Славянофилы утверждали, что реформы Петра подтолкнули Россию на чуждый ей путь. Положительный. Западные люди видели в нем великого реформатора и реформатора, прорубившего «окно в Европу».
Отношение к крепостному праву Отмена крепостного права при сохранении традиционного уклада жизни и крестьянских общин. Отмена крепостного права, стимулирование промышленности и развитие сферы труда.
Отношение к роли религии в жизни государства Православие — одна из основ благополучия страны. Россия должна выполнить свою священную миссию в мире. Роль религии в правительстве должна быть ограничена.
Отношение к самодержавию Положительный. Славянофилы видели в самодержавии одно из необходимых условий процветания России. Отрицательный. Жители Запада выступали за введение конституции и ограничение власти монархии.
Любимый путь трансформации. Тихо, спокойно. Реформы должны исходить от верховной власти. Но ряд радикальных представителей также боролся за радикальные революционные изменения. Тихо, спокойно. Революции недопустимы.
Предпочтительный путь экономического развития. Его уникальный путь, но с разрешенным использованием технологических достижений западных стран, таких как железные дороги и заводы Использование опыта и технологических достижений западных стран для быстрого развития экономики. Без границ.

 

Оцените статью
Блог об истории Руси
Adblock
detector