Земское и городское самоуправление в дореволюционной России: реформа 1864 года

Содержание
  1. 1. Дайте определение понятию «земство». Назовите глазное отличие земств от прежних органов управления на местах.
  2. 2. Охарактеризуйте систему выборов, установленную реформой 1864 г.
  3. Реформы начала 1870-х
  4. 3. Расскажите о том, как проходило формирование органов управления в городах.
  5. Задачи реформ
  6. 4. Какие принципы были положены в основу Судебной реформы? Как вы думаете, почему именно Судебная реформа стала наиболее последовательным преобразованием эпохи Александра II?
  7. Причины либеральных реформ
  8. 5. Какие ограничения в доступе к образованию устраняла реформа системы просвещения?
  9. Назревшая реформа армии
  10. 6. Перечислите, какие новшества появились в военной сфере в 1860-1870-е гг.
  11. Предпосылки реформ
  12. Объясните, почему после отмены крепостного права возникла необходимость проведения других реформ.
  13. Результаты реформы
  14. Систематизируйте материал о реформах, создав в тетради таблицу «Либеральные реформы 1860-1870-х гг.» (необходимо указать название реформы, её основное содержание, значение).
  15. Реформа образовательной сферы
  16. Демократичная судебная реформа
  17. Значение реформы
  18. Подумайте, почему Земская реформа не затронула многие национальные окраины страны.
  19. С какой целью Земская и городская реформы предусматривали имущественный ценз при выборах в органы управления на местах?
  20. Какие достоинства и недостатки, на ваш взгляд, имела реформа в области просвещения?
  21. Составьте с помощью компьютера схему, в которой отразите систему учебных заведений в России при Александре I.
  22. Что мы узнали?
  23. Что такое либерализм
  24. Реформа управления земствами и городами
  25. Как связаны Крымская война и проведение Военных реформ в 1860-1870-е гг.?
  26. Попутные реформы
  27. Подготовка крестьянской реформы
  28. Либеральные (буржуазные) реформы 1860-1870‑х гг.
  29. Поразмышляйте, к каким последствиям привело введение всеобщей воинской повинности в Российской империи (рассмотрите как систему обороны страны так и социальную сферу).
  30. Основные положения крестьянской реформы 1861 г.

1. Дайте определение понятию «земство». Назовите глазное отличие земств от прежних органов управления на местах.

Земства являются выборными органами местного самоуправления. Именно в их выборности главное отличие от прежних провинциальных органов власти. Они несли ответственность перед избирателями, а не перед высшими должностными лицами (хотя их деятельность контролировалась губернаторами).

2. Охарактеризуйте систему выборов, установленную реформой 1864 г.

Выборы проводились по квалификации собственности, для крестьян они проходили в несколько этапов. Избиратели были разделены на курии, в которых не было одинакового количества избирателей, но было равное представительство. Таким образом, преимущество имели состоятельные (часто знатные) помещики и крупные промышленники.

Реформы начала 1870-х

Реформа города началась в 1870 году. В городах, а их было более 500, появились внеклассовые органы управления — думы. Общество начало включаться в гражданскую жизнь.

Военную реформу провел граф Дмитрий Милютин. Он был военным министром с 1861 по 1881 год. Датой реформы логично считать 1874 год, когда в империи была введена всеобщая военная служба. В целом содержание реформы было следующим:

  • отказ в приеме на работу новобранцев;
  • создание военных округов;
  • сокращение численности армии и отмена в ней телесных наказаний;
  • техническое перевооружение армии и флота.

Кратко либеральные реформы 1860-1870-х годов можно представить в таблице:

Год Название реформы
1861 г Фермер
1863 г Финансовый и университетский
1864 г Земская и судебная
1870 г Городской
1874 г Военный

В 1871-1872 годах граф Дмитрий Толстой провел реформу среднего образования. В гимназиях расширилось преподавание математики, латыни и греческого языка. В вузы могли поступать только выпускники классических гимназий. Толстой был министром просвещения до 1880 года.

Россия при Александре II
Россия при Александре II.Заключение

3. Расскажите о том, как проходило формирование органов управления в городах.

Избиратели в городах также были разделены на курии: ровно 3. Каждая из курий избирала одинаковое количество гласных, и вместе они обеспечивали треть доходов городской казны. Но поскольку эти курии были крупными, средними и мелкими собственниками, курии состояли из разного числа избирателей, и более крупные владельцы имели наибольшее представительство на выборщика.

Задачи реформ

Основная задача либеральных реформ — преодолеть социальную, политическую, военную и интеллектуальную отсталость Российской Империи. Особенно остро стояла задача отмены крепостного права, которое к тому времени морально устарело, а также тормозило экономическое развитие страны. Другая задача — показать активность царского правительства «сверху» до тех пор, пока революционеры не предпримут радикальных преобразований.

4. Какие принципы были положены в основу Судебной реформы? Как вы думаете, почему именно Судебная реформа стала наиболее последовательным преобразованием эпохи Александра II?

Эта реформа стала наиболее последовательной, потому что в этом случае российские власти наиболее точно повторили модель — английскую систему, а в случае других реформ они попытались учесть российские особенности, и в результате реформы имели ряд негативные последствия.

Судебная реформа основывалась на следующих принципах:

  • равенство всех граждан перед законом;
  • независимость и неприкосновенность судей и следователей;
  • противоречивый характер сторон;
  • судебная реклама;
  • коллегиальное решение неназванного жюри.

Причины либеральных реформ

Основная причина либеральных реформ — отставание России от передовых европейских стран, которое к середине XIX века стало особенно очевидным. Другая причина — крестьянские восстания, число которых резко возросло в середине 1850-х годов; народные демонстрации угрожали существующей государственной системе и автократической власти, поэтому ситуацию нужно было спасать.

5. Какие ограничения в доступе к образованию устраняла реформа системы просвещения?

Реформа устранила классовые ограничения. То есть теоретически даже сыновья слуг (по крестьянской реформе первого) могли поступать в университеты. Но на самом деле ограничения остались, потому что образование по-прежнему было платным, то есть недоступным для бедных слоев общества.

Назревшая реформа армии

Опыт Крымской войны показал, что России нужна огромная армия с необходимыми резервами и корпусом обученных офицеров. Срочно необходимо переоснащение армии и реорганизация системы военного управления. Реформа начала готовиться еще в 1861 году и проводилась в 1874 году в следующие этапы:

  1. Создано 15 военных округов.
  2. Создание сети военных учебных заведений.
  3. Введены новые военные правила.
  4. Оснащение армии новыми видами оружия.
  5. Отмена системы набора.
  6. Введение всеобщей воинской повинности для армейского экипажа.

В результате боеспособность российской армии значительно выросла.

6. Перечислите, какие новшества появились в военной сфере в 1860-1870-е гг.

Инновации:

  • всеобщая воинская повинность;
  • перевооружение армии, включая разработку новых образцов вооружения;
  • специальные военно-учебные заведения, обеспечивающие разный уровень подготовки будущих офицеров разного звания;
  • прием представителей всех классов в специальные военно-учебные заведения, составляющие офицерский корпус всех классов;
  • изменена система подготовки войск;
  • изменена организация армии: страна разделена на военные округа;
  • улучшение многих вещей в материальном обеспечении солдат.

Предпосылки реформ

Русское общество во все периоды современности было очень разнообразным. Полные консерваторы здесь сосуществовали с либералами, фанатики античности — с новаторами, людьми со свободными взглядами; сторонники самодержавия пытались уживаться с приверженцами ограниченной монархии и республиканцами. В середине XIX века противоречия между «старыми» и «новыми» русскими усилились, так как выросла целая плеяда просвещенной знати, жаждущей масштабных изменений в стране. Императорский дом был вынужден пойти на уступки, чтобы сохранить верховную власть.

Объясните, почему после отмены крепостного права возникла необходимость проведения других реформ.

Сама отмена крепостного права не потребовала дальнейших реформ. Например, если бы во время правления Александра I большинство из них перешло в разряд свободных земледельцев, система империи в целом осталась бы прежней. Но в середине 19 века крестьянская реформа была нужна не одна, а как основа модернизации. Модернизация также потребовала других реформ, которые должны были радикально преобразовать общество, и особенно армию, чтобы избежать поражения в последующих войнах.

Результаты реформы

  1. Быстрый рост сельскохозяйственного производства, увеличение емкости внутреннего рынка, увеличение экспорта сельхозпродукции.
  2. Дифференциация видов сельскохозяйственного производства по регионам привела к повышению товарности сельского хозяйства.
  3. Не решены проблемы голода и аграрного перенаселения.
  4. Страна продолжала страдать от технической, экономической и культурной отсталости.
  5. Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были относительно низкими. Экономический рост происходил не за счет интенсификации производства, а за счет увеличения интенсивности ручного труда крестьян.
  6. Неравномерное развитие капитализма, тесное переплетение старых и новых форм общественного устройства.

Систематизируйте материал о реформах, создав в тетради таблицу «Либеральные реформы 1860-1870-х гг.» (необходимо указать название реформы, её основное содержание, значение).

Реформа Содержание реформы Ценность реформы
Земская реформа введение выборных органов местных автономий Появление выборных органов власти — важный шаг в политической модернизации, многие считали это основанием для введения парламента, состоящего из представителей всех земств
Городская реформа Изменения в порядке выборов в органы самоуправления города Органы власти в городах, избранные большинством мужского населения — важный шаг в поэтической модернизации
Судебная реформа Вступление
современный
судебные процессы, которые во многом напоминали английский
Исчезновение судебной бюрократии прошлых царств (когда дело могло затянуться на многие годы), большая справедливость в принятии судебных решений, появление нового слоя юристов и других судебных профессионалов
Военная реформа Создание армии, построенной и вооруженной по-новому
модернизированная европейская модель
Создание современной российской армии, показавшей свою эффективность во время русских
турецкие воины 1877-1878 гг
Реформа системы образования Были введены различные типы учебных заведений, некоторые поддерживались земствами. Больше свободы получили тренажерные залы и университеты Доступ к образованию получили более широкие слои населения, включая женщин (но в основном из привилегированных слоев). Университеты и отчасти спортивные залы стали благодатной почвой для свободного мышления

Реформа образовательной сферы

Принятие «Положения о начальных государственных школах» 1864 года и Положения о средней школе решило следующие проблемы:

  • доступность образования для всех классов;
  • государственные и церковные монополии в области образования, разрешили земствам, общественным объединениям и частным лицам открывать учебные заведения;
  • гендерное равенство за счет открытия высших учебных заведений для женщин;
  • расширить автономию университетов.

Реформа охватила все три образовательных этапа и имела большое значение для развития страны.

Демократичная судебная реформа

Судебная из всех либеральных реформ считается самой последовательной. В 1861 году началась работа над «Основами преобразования судебной части России». В 1864 году государь утвердил современные судебные статуты, которые определили новые принципы судопроизводства:

Организационные принципы суда Абсолютность суда.
Неподвижность и независимость судей.
Рекламная пауза.
Разграничение полномочий судов.
Введение института присяжных заседателей.
Создание института судебных следователей.
Введение института нотариусов.
Избирательность отдельных судебных органов.
Политическое расследование — прерогатива жандармерии.
Смертные приговоры могут выноситься Сенатом и военным судом.
Модификация системы наказаний (отмена товарного знака и телесные наказания для женщин).
Судебная система По всему миру.
Общий.
Особый.

Император имел право корректировать решения всех судов административными мерами.

Значение реформы

Реформа явилась результатом компромисса между помещиками, крестьянами и государством, при этом интересы помещиков были максимально учтены. Компромиссный характер реформы уже включал противоречия и грядущие конфликты. Наиболее значительны крестьянские восстания в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандеевка Пензенской губернии.

Личная свобода крестьян и превращение бывших крепостных в «свободных сельских жителей» открыли для России новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений и дальнейшего развития общества. Отмена крепостного права открыла путь для других важных реформ, которые должны были ввести в стране новые формы самоуправления и судов, а также подтолкнуть к развитию образования.

Подумайте, почему Земская реформа не затронула многие национальные окраины страны.

Земская реформа дала дворянам явное преимущество в местном самоуправлении. Поэтому его не стали вводить в Подмосковье, где дворянство считалось неверным (во-первых, на землях бывшего Речи Посполитой, где восстание вспыхнуло только в 1863 г., а в 1864 г введение земств) войска подавили последние очаги сопротивления).

С какой целью Земская и городская реформы предусматривали имущественный ценз при выборах в органы управления на местах?

Квалификация собственности и деление на кюри были введены специально, чтобы дать преимущество дворянам и крупным владельцам. Считалось, что они более лояльны, а бедняки более восприимчивы к революционным идеям, обещавшим раздел собственности. Более того, этому верили и официальные власти, и сами революционеры: знаменитая фраза «пролетариям нечего терять . кроме своих цепей» содержалась в «Манифесте Коммунистической партии».

Какие достоинства и недостатки, на ваш взгляд, имела реформа в области просвещения?

Преимущества:

  • все большее число детей, в том числе девочек, имеют доступ к образованию;
  • разделение на настоящие и классические тренажерные залы ввело элементы специализации также на уровне среднего образования, что снизило общую нагрузку;
  • из-за того, что более высокие уровни были платными, образование считалось привилегией, а не обязанностью, поэтому студенты ценили свое положение;
  • университеты пользовались значительной внутренней автономией, что благотворно сказывалось на учебном процессе.

Недостатки:

  • начальные учебные заведения финансировались различными организациями, часто земствами, поэтому средств часто не хватало;
  • реформа не смогла повысить престиж профессии учителя в младших классах средней школы, во многом из-за низкой заработной платы таких учителей;
  • образование никогда не становилось всеобщим, что тормозило модернизацию в целом и индустриализацию в частности;
  • из-за платного обучения в спортзалах и вузах оно было доступно не всем.

Составьте с помощью компьютера схему, в которой отразите систему учебных заведений в России при Александре I.

Университет Политехнические институты
Классические тренажерные залы Реальные школы
Начальные школы и домашнее обучение Начальные школы и домашнее обучение

Что мы узнали?

За время своего правления Александр II провел ряд реформ: крестьянских, финансовых и университетских, сельских и судебных, городских, военных. Некоторые реформы, например крестьянская реформа, оставили проблемы, которые существовали до начала двадцатого века.

Что такое либерализм

Либерализм — это направление социально-политической и философской мысли, провозглашающее права и свободы человека высшей ценностью. Влияние государства и других структур, включая религию, на человека в либеральном обществе обычно ограничивается конституцией. В экономике либерализм выражается в неприкосновенности частной собственности, свободе торговли и предпринимательства.

Реформа управления земствами и городами

После отмены крепостного права дворянство было озабочено усилением своей роли в политической жизни страны. Правительство реформаторов остро уловило настроение правящего класса и развило земские, а вскоре и городские реформы.

Реформы проводились в соответствии с «Положением об уездных губернских и местных учреждениях» от 1 января 1864 года в 34 губерниях европейской части империи и «Город-государство» от 16 июня 1870 года.

Земская реформаГородская реформа

Органы управления
  • Органы управления земского губернского собрания и земского окружного собрания
  • Исполнительные органы губернского земского управления и земского уездного управления.
  • Глава городского совета и совета является мэром.
  • Регулирующий орган — муниципалитет.
  • Исполнительный орган — городская управа.
Функции
  • Открытие и финансирование школ, больниц и хосписов;
  • Помогите голодным людям в тяжелые годы;
  • Устройство местного промышленного производства;
  • Агрономия и ветеринария;
  • Статистика.
  • Городское благоустройство.
  • Развитие местного производства и торговли.
  • Организация городских рынков.
  • Образование и здоровье.
  • Установить санитарные правила и меры пожарной безопасности.
Выборы Члены земского (голосового) собрания избирались каждые три года группами избирателей (куриями):
  • направлен на сельское хозяйство и город;
  • многоступенчатый в колхозе.
Гласные избирались каждые четыре года. Трехзначная избирательная система (мелкие, средние и крупные налогоплательщики). Избирательные права имели учреждения и ведомства, светские и религиозные учреждения, отчислявшие налоги в городской бюджет.

Основными принципами земских и городских реформ были:

  1. Отделение местного самоуправления от административной власти.
  2. Выборы руководящих органов и всеобщее представительство.
  3. Независимость в финансово-экономических вопросах.

Как связаны Крымская война и проведение Военных реформ в 1860-1870-е гг.?

Они напрямую связаны. Именно Крымская война показала неэффективность вооруженных сил времен Николая I, и именно она указала на их специфические слабости.

Попутные реформы

Помимо важных реформ, на этом пути:

  1. Финансовая реформа 1860 — 1864 гг., Заключающаяся в преобразовании банковской системы и усилении роли Министерства финансов.
  2. Налоговая реформа выразилась в отмене аренды вин, введении косвенных налогов и определении пределов земского налогообложения.
  3. Реформа цензуры отменила предварительный просмотр произведений, но ввела систему штрафов после публикации.

Подготовка крестьянской реформы

1) 3 января 1857 г. — создание Тайного комитета «для обсуждения мер по упорядочению жизни крестьян помещиков» под личным председательством императора. В комитет входили граф С.С. Ланский, князь Орлов, граф Блудов, министр финансов Брок, граф Адлерберг, князь В.А. Долгоруков, государственный министр Муравьев, князь Гагарин, барон Корф и Я. И. Ростовцев.

2) ноябрь 1857 г. — Рескрипт Александра II Виленскому генерал-губернатору VI г.

3) декабрь 1857 г. — рескрипт Александра II генерал-губернатору П. И. Игнатьеву о создании губернских комитетов по подготовке проектов крестьянской реформы.

4) 8 января 1858 г. — Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянским делам. Обсуждение проблем отмены крепостного права стало публичным и открытым.

5) 4 марта 1858 г. — образование Земского отдела при Министерстве внутренних дел для предварительного рассмотрения поступающих из губерний проектов, которые затем передавались в Главный комитет. Председателем Земского управления был назначен заместитель министра внутренних дел А.И. Левшин, затем Н.А.Милютин.

6) февраль 1859 г. — образованы две редакционные комиссии, председателем которых был назначен императором начальник военно-учебных заведений Я. И. Ростовцев, сочувствовавший делу освобождения крестьян. После смерти Ростовцева на его место был назначен граф Панин.

7) 10 октября 1860 г. — закрытие редакционных комиссий, возобновление деятельности Главного комитета под руководством великого князя Константина Николаевича. 17 февраля 1861 года Государственный совет завершил экспертизу проекта.

8) 19 февраля 1861 г. Александр II подписал все положения закона о реформе и Манифест об отмене подневольного состояния.

9) 5 марта 1861 г. Манифест был зачитан в церквях после мессы.

Либеральные (буржуазные) реформы 1860-1870‑х гг.

  1. Отмена телесных наказаний

Освобождение крестьян привело к отмене телесных наказаний за преступления (указ от 17 апреля 1863 г.). Основными фигурами в реализации нового закона были князь Н. А. Орлов, великий князь Константин Николаевич, сенатор Д. А. Ровинский, обер-прокурор департаментов Сената Москвы Н. А. Буцковский, военный министр Д. А. Милютин. Новый закон отменил булавки, кнуты, кошек, наложение товарных знаков, но временно сохранил аукционы.

  1. Земская реформа

«Положение о земских учреждениях» (1864 г.) определило основные принципы устройства местного самоуправления:

— отделение земства от органов управления;

— выборное представительство земства по всей территории;

— хозяйственная и финансовая самостоятельность земств.

В полномочия земства входит решение важных хозяйственных вопросов: строительство дорог, школ, больниц, развитие местной промышленности, обеспечение продуктами питания и т.д.

  1. Городская реформа

Городская реформа («Город-государство», 1870) похожа на земскую реформу: она создавала самоуправление для населения городов с правом управлять своим городским хозяйством и способствовать развитию образования в своих городах. Городская дума выборных гласных соответствовала земскому окружному собранию, городская управа (выбираемая из гласных) — земской управе. Правительство сохранило только право контроля.

Создавая тоталитарную администрацию, новый закон объединил отдельные классы городского населения и противопоставил общие интересы предыдущей классовой борьбе.

  1. Судебная реформа (1864 г)

Основные особенности нового двора:

— судебная власть была отделена от административной и законодательной;

— в уголовных делах судебная власть отделена от обвинительной власти (контроль прокурора);

— судебное разбирательство проходило публично, с открытыми дверями, доступными для всех желающих следить за ходом дела;

— введена противоречивая процедура (обвинение и защита; сопоставление и указание данных за и против обвиняемого). С этой целью создан прокурорский надзор и институт адвокатов. Была создана адвокатура, которой не было в старых судах;

— введение в суд присяжных заседателей, судьи применяли нормы закона только в соответствии с тем или иным вердиктом жюри;

— для снятия давления со стороны административных органов полиция отстранена от участия в расследовании уголовных дел; расследование проводилось специальными судебными органами — судебными следователями. Кабинет судебных следователей признан незаменимым; они несли ответственность за свои действия только перед Сенатом;

— по мелким делам созданы суды (без участия присяжных). Мировой судья стал своего рода арбитром, что сделало сам суд закрытым и доступным для населения.

Судебные учреждения согласно судебным статутам 1864 г.:

  1. Мировой суд (для всего имущества, кроме крестьянского) и волостной суд (для крестьян).
  2. Конгресс мировых судей (по одному на округ): сюда переданы дела по апелляциям на решения мировых судей и добровольных судов.
  3. Окружной суд (по одному на провинцию); он состоял из двух отделов: уголовного и гражданского.
  4. Судебная палата (одна на несколько провинций): сюда переданы дела по апелляциям на решения районных судов.

Венцом судебных институтов был Сенат, который рассматривал апелляции на решения мировых конгрессов и судебных палат.

  1. Военная реформа (1861-1874 гг)

Основная роль в разработке нового закона и его реализации принадлежит военному министру Д.А.Милютину.

Основные направления военной реформы:

— отмена системы набора в армию и введение всеобщей воинской повинности (с 1 января 1874 г);

— уменьшение численности российской армии;

— расширение сети военно-учебных заведений по подготовке офицеров (1863-1864 гг.): педагогические курсы и семинарии учителей военного учителя; пять академий (Генеральная государственная, Инженерная, Артиллерийская, Военно-медицинская и Военно-правовая) готовили офицеров с высшим образованием, а военные училища (Артиллерийская, Инженерная, Военно-топографическая, Павловское, Константиновское, Александровское) давали знания по специальным отраслям военного искусства;

— введение новых военных стандартов;

— создание системы военных округов с целью улучшения военного управления.

  1. В сфере народного образования

1858 г. — в университетах открываются педагогические курсы для подготовки учителей средних и младших учебных заведений.

1860 г. — открываются воскресные школы для взрослых мастеров, ремесленников и рабочего класса в целом.

С 1858 г. — женские спортивные залы открыты для всех классов; начало высшего образования для женщин (Курсы женской медицины, 1872 г .; Курсы педагогики для женщин, преобразованные в Женский педагогический институт; Курсы Бестужева и др.).

Новый устав университета (1863 г., 18 июня) предоставил профессорскому колледжу автономию: он перешел к управлению университетом, к хозяйственным делам, к суду за проступки студентов, к праву автономно выбирать преподавателей для заполнения кафедр пустой (министерство оставило только за собой право утвердить или опровергнуть признание); увеличено количество кафедр и бюджет вузов (реформа министра Головнина). Реформа университета способствовала росту общественной активности, позволила объединить общественные группы и различные ассоциации в кружки.

1864 г. — созданы два типа спортивных залов: классические и королевские (общеобразовательные). Первый основан на гуманитарных знаниях, плод творческого мышления человека; другие основаны на естественных науках, на знакомстве с окружающим миром — природой во всех ее разнообразных проявлениях.

Издание «Положения о начальных народных школах» (1864 г.) устранило монополию государственной церкви на образование, в учебных заведениях было разрешено открывать земства, общественные организации и частные лица.

  1. Реформа печати (1865 г)

Реформа прессы отменила предварительную цензуру для значительной части «больших» книг и журналов и сохранила ее для небольших периодических изданий. Это послужило толчком к широкому развитию либеральной прессы.

  1. Единица казначейства и государственного контроля (1862 г)

Государственный список доходов и расходов, который до этого составлял государственную тайну, стал публиковаться для всеобщего сведения. Было введено единство государственной казны, то есть все государственные средства были сосредоточены в руках одного министра финансов.

также была проведена реформа государственного контроля. Во всех этих преобразованиях главной фигурой был статс-секретарь В.А. Татаринов (государственный контролер с 1 января 1863 г).

Поразмышляйте, к каким последствиям привело введение всеобщей воинской повинности в Российской империи (рассмотрите как систему обороны страны так и социальную сферу).

Эффекты:

— армия стала более многочисленной;

  • большая численность армии и особенно резерва (в котором потенциально находились почти все мужчины дееспособного возраста) позволяла командирам в полной мере воспринимать систему Карла фон Клаузевица, согласно которой, в частности, величина победы была определяется масштабами потерь, понесенных обеими сторонами: его энтузиазм по поводу своих идей по всей Европе во многих отношениях привел к появлению мясорубки времен Первой мировой войны;
  • всесильна армия (и ряды, и ряды в результате реформы военно-учебных заведений и офицерского корпуса);
  • сокращение срока службы в зависимости от уровня образования было дополнительным стимулом для получения образования;
  • войны получили больший общественный резонанс, потому что это была не профессиональная армия, которая имела мало связей с обществом, с которым она сражалась, а призывники.

Основные положения крестьянской реформы 1861 г.

  1. Крестьяне получили личную свободу и были наделены общегражданскими правами.
  2. За личную свободу крестьянин получил надел земли. Его значение было установлено с учетом рельефа местности и не было одинаковым в разных регионах России. «Лишняя» часть была урезана в пользу помещика.
  3. Пожертвование было передано фермеру в качестве выкупа. Фермер должен был выплатить долг государству в течение 49 лет. Перед выкупом земли у землевладельца фермер считался «временно ответственным», платил собственнику оброк и обрабатывал барщину. Отношения между домовладельцем и фермером регулировались «Хартией».
  4. Крестьяне имущества каждого помещика объединялись в сельские общества — общины. Глава села, избираемый на три года, должен был выполнять решения собраний. Приход составляли несколько прилегающих сельских общин. Деятельность сельских и добровольных администраций, а также отношения между крестьянами и землевладельцами контролировались мировыми посредниками. Они назначались сенатом из числа местных знатных феодалов. Внедрение этих «Карт» было основным занятием мировых брокеров.

Реформа носила противоречивый и двоякий характер.

 

Оцените статью
Блог об истории Руси
Adblock
detector